Израиль и Палестина: две страны, два мира, две истории…

израиль и палестина
Я готовилась посетить Израиль. Это была моя давняя мечта. Хотелось и святые места увидеть, и экзотическую страну посмотреть, в которой живет «на четверть бывший наш народ». Видимо, для меня наступил момент, когда желаемое и возможное соединились.
Я как раз сидела за компьютером и составляла план своей поездки: переписывала все интересные для меня достопримечательности и удобные в моральном и материальном плане маршруты, способы передвижения. Занятие это было преувлекательнейшее, я бы даже сказала, сладкое. Всеми моими чувствами я была уже там, в Иерусалиме. Вдруг мое почти экзистенциальное занятие прервал не вовремя оживший скайп. От неожиданности я нажала на кнопочку «ответить с видео» и оказалась лицом к лицу с незнакомым человеком.  Разговорились. Беседа, естественно, была лишена каких бы то ни было личных вопросов и эмоций – мы же не были знакомы.
Человек живет в Германии, в Штутгарте. Отлично, это предмет для обсуждения. Страна философов и писателей – можно обсудить что-нибудь вроде Канта или Гете. С той стороны понравилось, что я все это знаю и культуру Германии люблю. Это давало мне право на иронию типа «что русскому хорошо, то немцу смерть». Человек в мониторе принялся смеяться чуть ли не до слез и просил все новых и новых рассказов о наших русских клише по отношению к немцам.
Беседа меня забавляла, потому что впервые попался немец, который не обижался и понимал меня, мои шутки, мои сравнения, которые, в принципе, не имели никакого отношения к проблеме национальной гордости. Расстались мы глубоко за полночь довольные нашим общением. На другой день мы встретились снова, чтобы продолжить приятное для обоих знакомство. Но этот разговор получился совсем иным.
Я поделилась своими планами поездки в Израиль. Но он остановил мой рассказ странным вопросом: «Почему ты называешь эту страну «Израиль»?»
Хмм… А как же мне ее называть? «Палестина! – негодуя, заявил мой друг, — Ты разве не знаешь?». Как не знать – знаю, конечно. Только я не ожидала такого странного поворота.  Все, кто хочет увидеть Иерусалим, едут в Израиль, и никуда больше.
Вот так вот! Нет такой страны для моего нового друга, а есть Палестина. У меня, само собой, сразу появилось множество вопросов, на которые я получила ответы.
Назавтра я уже собиралась в Палестину.
Моего немецкого друга звали Хишам. Я раньше такого имени не встречала, поэтому никак не отреагировала на его представление. Оказывается, это древнее арабское имя, а мой друг – никакой не немец, а палестинский араб, сорок лет как живущий в Германии по двойному гражданству – немецкому и израильскому. В Германии он очутился, будучи ребенком. Вся его большая семья расползлась по миру: кто в Австрии, кто в Дании, кто в Америке. В Израиле остались родители да две сестры. Всего же в его семье было девять детей. 
Давно, в конце 60-х гг., Европа, чувствуя свою историческую вину перед палестинцами, у которых отобрали землю, страну и родину целыми группами вывозила арабских детей, учила их и давала возможность обустраиваться у себя. Вот и Хишам оказался среди этих счастливчиков. 
Сейчас он вспоминает о своем детстве и юности спокойно, а тогда это был страшный выбор. Без родных, без языка — его обрекали на сиротство в чужой стране. Тем не менее, Хишам вырос, выучился, обустроился, женился и родил четверых детей. Но немцем не стал. Это удивительно, но, прожив более сорока лет на немецкой земле, он сохранил свою веру, свою память и свою причастность к палестинской судьбе.
Что меня поразило, так это то, что он не особо ассоциировал себя с сытой и благополучной Германией. Его душа была там, где живут бесправные и нищие люди в условиях на выживание в надежде когда-нибудь обрести свою родину.
 

 


About Мария

Друзья, присоединяйтесь к нам! Если вам понравилось то, что вы читали на нашем блоге, то почему бы вам не подписаться на наши обновления в RSS - Вконтакте - Твиттер - Фейсбук. Ведь человек любопытен, а мы будем и дальше рассказывать, как многообразен мир и неоднозначна жизнь.

Подписаться

✔ Забронировать дешевые авиабилеты
✔ Забронировать дешевые отели
✔Забронировать квартиру и получить скидку 25$
✔Найти удаленную работу и жить путешествуя

Комментарии:

14 Responses to Израиль и Палестина: две страны, два мира, две истории…

  1. Елизавета 08.02.2014 at 21:21 #

    Не страшно вам было? Как посмотришь, что в Палестине твориться — аж дурно становится.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Конечно, все не просто. Въезжаешь в страну и сразу понимаешь, что здесь покоя нет. Но, к счастью, это временно, есть, куда уехать. С боевиками, слава Богу, нигде не встретилась. А люди — они все хотят мира, работы. Арабы очень приветливые и доброжелательные. Евреи тоже приветливые и доброжелательные. На себе лично я не испытала ни с той, ни с другой стороны каких-то негативных действий или эмоций. Туристу в Израиле хорошо, поезжайте, посмотрите, не бойтесь. А Вам спасибо, что подкинули тему для поста. Попробую подробнее рассказать о том, страшно или не страшно.

    [Ответить]

  2. Екатерина 18.08.2014 at 17:37 #

    Спасибо за пост, очень интересно, Израиль — и моя мечта тоже, даже не знаю почему.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Да, Израиль — особая страна, особая земля. Святая земля, кто бы что ни говорил. Там ходишь и каждый камень что-то значит, вызывает удивительные эмоции, ассоциации. Хотя бы раз в жизни в Израиль нужно съездить. Бог даст, конфликт как-нибудь разрешится, и можно будет поехать. Несчастные люди. Но ведь еще в Евангелии было сказано, что никогда мира на этой земле не будет.

    [Ответить]

  3. Полина Vamonos 27.08.2014 at 22:04 #

    Мария, а что у Хишама всю семью разбили и разослали по разным странам? Ничего себе — гуманность! Ну, я думаю, если он так грустит по Родине, стоило бы ему туда съездить и пожить, может и переехать.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Ой, да он устроился лучше не бывает. Родители его в Палестине остались, а детей предложили отправить учиться. Вот Хишам в Штудгарте оказался, брат его в Вене, другой в Америке. Конечно, тяжело было, без языка, в интернате, без родных. Но всему потихоньку выучился. Он хорошо оплачиваемый инженер, что-то с машинами и перевозками. Сейчас он пенсионер и еще вдобавок свою фирму имеет. На дядю уже не работает. В Иерусалим катается по два-три раза в году, отремонтировал родной дом. Он в самом центре города, а там иностранцам дома выкупать нельзя. Так он за разделительным барьером сразу себе новый построил. Все у него хорошо. Четверо детей взрослых, жену-немку в мусульманство обратил. А вот останься он дома, не попади в ту программу, которую Европа спонсировала после создания еврейского государства из чувства вины, он был бы бедный и необразованный, как один из его братьев. У него, конечно, душа болит постоянно. Телевизор — «Аль Джазиру»- смотрит не выключая. Какую-то группу собрал в поддержку палестинцев и устраивает лекции, чтобы рассказать, как они там в реальности поживают, как их евреи жестоко обижают. Порой его послушать, так удивляешься, насколько евреи жестоки. А послушаешь еврея — все с точностью до наоборот.

    [Ответить]

    Полина Vamonos Reply:

    Ну понятно, что отучившись в Европе будущее посветлее, но вот надо же как у человека душа болит! Может всего лишь его мечта, а сбудься она, он бы и расстроился! А почему у его брата, оставшегося не сложилось в Израиле? Лишь потому, что он не еврей? Или просто не учился?

    [Ответить]

    Мария Reply:

    По рассказам Хишама, евреи перекрыли все возможности для палестинцев, на работу к себе они их не берут, арабы работают в палестинской части, где зарплаты арабские, мизерные. Возможностей, если ты араб, в Израиле почти нет. Вот они и стараются уехать, если имеют образование. Если честно, я не очень интересовалась, кто по профессии палестинский брат, но знаю, что Хишам и ему, и матери помогает очень серьезно, практически он их содержит. За аренду земли сам платит, хоть дом родительский очень древний и принадлежал их семейству не один век. Но там политика такая — увеличение всех платежей, чтобы арабам, оставшимся в Иерусалиме, было не под силу выплатить все налоги. Вот арабы из Иерусалима и уезжают, подальше, на палестинские территории, а их дома передают евреям. Вот такой необъявленный геноцид, без оружия евреи потиху избавляются от арабов в Иерусалиме. Если помочь некому, то все — в Газу.

    [Ответить]

  4. Полина Vamonos 28.08.2014 at 05:19 #

    Да, евреи теперь свои земли никому не отдадут! Удивительно все-таки как среди арабского мира такой уголок с высоким уровнем жизни….

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Удивительного, на самом деле, ничего нет. Полина, это же искусственно созданное государство, куда вложены американские деньги американских евреев. Это страна как финансовый проект с инвестициями. Вот и весь секрет их успеха. А с другой стороны, это их земля обетованная. Я не экономист и не политолог, я гуманитарий. У меня все объяснения библейские. А там вся их история изложена. И там же Господь сказал, что евреи будут рассеяны и никогда на земле Израиля мира не будет.

    [Ответить]

  5. Олег 15.12.2014 at 18:13 #

    Просто удивительно, как все напутано… вот случайно ли?

    ««Почему ты называешь эту страну «Израиль»?»
    Хмм… А как же мне ее называть? «Палестина! – негодуя, заявил мой друг, — Ты разве не знаешь?». Как не знать – знаю, конечно. »

    Что же знает автор?

    Государство Израиль создано решением ООН и сегодня признано всеми странами мира. Существует некоторый спор с рядом стран о его легитимных границах (типа «Израиль в границах 1967 года» и т.п…. контраверсий), но автор пишет не об этом. Автор отказывается признавать легитимность Израиля? Это сегодня позволяет себе только террористические организации ХАМАС и Хизбалла.

    “Государство” Палестина в последние годы активно добивается… признания себя государством. На сегодня их признала государством Швеция и еще пару стран.
    Надо сказать, что, в отличии от Израиля, ранее в мировой истории государства Палестина не существовало никогда. Это часть района Южносирийского разлома в годы нашей эры населяли семитские и- позднее- арабские племена. И, в плане государственности, он всегда был малой частью Римской империи, турецких империй, подпадал под завоевания крестоносцев, а с окончанием Первой Мировой перешел под Британский мандат в виде двух условных единиц- Палестины, из которой сделали Израиль, и Трансиордании, которая в 1950 году провозгласила себя себя независимой страной.
    На мой взгляд, гениальность покойного Ясера Арафата в том и заключается, что он смог «создать» палестинский народ, дать совсем разным людям ощущение одного народа, и сплотить их для борьбы с общим врагом… но это отступление, речь сейчас, разумеется, не о том.

    Читаем дальше. “Оказывается, это древнее арабское имя, а мой друг – никакой не немец, а палестинский араб, сорок лет как живущий в Германии по двойному гражданству – немецкому и израильскому.”
    Едва ли такое возможно. Германия не признает двойное гражданство, чтобы получить гражданство Германии, люди должны отказаться от Израильского (Турецкого и т.д.) гражданство. С этим спорят, это стало моральной проблемой для миллиона молодых турков, выросших в Германии, но факт общеизвестен. Очевидно, что речь идет о т. наз. палестинском беженце. Разумеется, ни один гражданин Израиля не будет признан нигде палестинским беженцем (и уж конечно не в Германии).
    Вообще есть ощущение, что автор не различает между израильскими арабами (полноправными гражданами признанного государства Израиль, за дискриминацию которых можно попасть в тюрьму), и жителями Палестинской Автономии (тоже признанного формирования). Но ведь этого не может быть. Потому что в предыдущем и последующем посте автор показывает стену между Израилем и ПА (многомиллиардное сооружение, созданную с целью предотвращения террорестических актов жителями ПА и, против ожидания, эффективную), контрольно- пропускные пункты и т.д…

    Дальше не продолжаю- прочел все три статьи автора про эту поездку, там еще много всего…
    Главное, что все это было бы смешно, если бы не было грустно. Вот так ведь это все и работает сегодня- один написал, по незнанию или лукавству, а бывает и так и так, другой прочитал, составил мнение, вынес знание… .

    P.S.: А пассаж про чувство вины немцев перед палестинцами за создание еврейского государства фееричен, ага… 🙂

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Честно сказать, дипломатических тонкостей я не знаю, но два паспорта у моего друга видела. В определенных ситуациях он пользуется разными паспортами. Может, это и незаконно, но факт такой имеется. И почему пассаж о чувстве вины фееричен: разве все эти программы по оказанию помощи палестинцам не были попыткой своеобразного оправдания?
    Я понимаю, что высказала симпатию палестинской стороне. Дело в том, что я ее испытываю не к палестинцу, а к конкретному человеку с непростой судьбой, которому довелось оказаться внутри исторических событий, исторического катка, который жалости ни к кому не испытывает. Я не оправдываюсь, но пытаюсь объясниться. Так получилось, что личная симпатия определила соответствующий тон повествования. В конце концов, я не на израильской границе, где действуют табу.
    Я не очень разбиралась в тонкостях терминологии, когда год назад писала этот пост, — араб палестинский или араб израильский. Я и сейчас эту разницу не вполне понимаю, и вы тут правы. Но я всего лишь повторила рассказ, который получила из первых уст, и додумывать за рассказчика не стала, да и какой мне от этого смысл. Не стоит уличать меня в пособничестве хамасу, я всего лишь гость в Израиле и внутренние дела государства судить не мне, мне лишь ужасно жаль, что в этой удивительной стране люди не имеют покоя.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    И еще одну вещь добавлю. В русской литературе слово «Палестина» начинает встречаться с 12 века и воспевается в стихах, поэмах, повестях и мемуарах путешественников аж до начала 20. Причем этим словом определяется не государственность тех или иных народов, а Святая земля, имеющая для русского сознания особый смысл, и православный, и культурный. Это, конечно, совсем другая история, но она имеет свои истоки. Поэтому можно сколь угодно долго спорить, было ли государство Палестина или не было его, но палестинская земля для русского сознания, чуть-чуть образованного, была и всегда будет. Фокус в том, что русскому паломнику все равно, в Израиль он едет или в Палестину, ибо едет он ко Гробу Господню. И Вифлеем — это не палестинская или израильская территория, а место, Рождества Христова. И спорить тут особо не о чем.

    [Ответить]

  6. Олег 23.01.2015 at 21:35 #

    O.: А пассаж про чувство вины немцев перед палестинцами за создание еврейского государства фееричен, ага… 🙂
    M.: И почему пассаж о чувстве вины фееричен: разве все эти программы по оказанию помощи палестинцам не были попыткой своеобразного оправдания?

    Нет. Не были попыткой своеобразного оправдания. Палестинцам все оказывают гуманитарную помощь, немцы тут далеко не в лидерах, скорее последние в списке, из понятных опасений. А вот если ввести в гугл чувство вины, то гугл подскажет: немцев. Перед евреями. За Холокост, если кто не понял. Странно даже об этом писать. Это настолько общеизвестная и даже, грех говорить, немного чуть ли не набившая оскомину тема- произошедшее с немецким национальным самосознанием после войны. Немцы- дети офицеров СС довольно массово вешались и самоубивались, внуки каялись- стыдились, на переосмысления прошлого были направлены силы нации. Загляните в Мюнхен, в любой немецкий город; посмотрите, как немцы всех возрастов крепят к старым домам таблички с именами живших там евреев и зажигают у них свечи со слезами в глазах.

    И, хотя еврейское присутствие в этих землях не прекращалось никогда, массовое переселение евреев началось в 90-е годы девятнадцатого века, а Декларация Бальфура от 1917 года законодательно закрепила право евреев на создание здесь национального образования, существует мнение, что именно чувство вины народов мира за чудовищную трагедию, устроенную руками немцев при молчаливом попустительстве остальных, и ускорило принятие решения ООН о создании здесь государства Израиль в 1948. Вот поэтому пассаж про чувство вины немцев перед палестинцами за создание еврейского государства фееричен. Ну, то есть, это абсолютно перевернутая логика. Если немцы и причастны хоть как-то к создании Израиля, то это лишь тем, что уничтожили 6 миллионов евреев за то, что они евреи. Однако немцы, как все знают, чувствуют вину почему- то именно за это перед евреями, миром и перед собой, а не за то, что ООН разрешили легализовать Израиль. Немцы носятся с Израилем как с писаной торбой и в жизни не позволяют себе таких заявлений, какие легко делают французы, не говоря о скандинавах и прочих евросоциалистах, по понятным всем причинам.

    M.: “Я понимаю, что высказала симпатию палестинской стороне”.

    А вот с этим как раз у меня никаких проблем нет, высказать симпатию, личное мнение, или даже принять сторону в конфликте по любым причинам- для меня это ваше святое право. Плохо, что искажен ряд фактов.

    Я также вовсе не уличал вас в пособничестве Хамасу. И я знаю, что вы гость в Израиле, и всегда рад гостям в Израиле.

    Также абсолютно нормально, что есть оценки (любые), эмоции, субъективность. Повторюсь: плохо лишь то, что искажены факты.
    Вы пишете: “Я не очень разбиралась в тонкостях терминологии, когда год назад писала этот пост, — араб палестинский или араб израильский. Я и сейчас эту разницу не вполне понимаю, и вы тут правы. Но я всего лишь повторила рассказ.”
    Думаю, вы знаете, что тут дело в разных сущностных категориях, а не в терминологии. И, конечно, огорчает это “разницу не вполне понимаю, я всего лишь повторила рассказ”. Вариация на тему “мопед не мой”…

    М.: “В русской литературе слово «Палестина» начинает встречаться с 12 века и воспевается в стихах, поэмах, повестях и мемуарах путешественников аж до начала 20. Причем этим словом определяется не государственность тех или иных народов, а Святая земля Причем этим словом определяется не государственность тех или иных народов, а Святая земля”.

    Не, ну, так если не государственность, а нечто другое (неважно что- духовность, религия, традиция, что угодно), то и дело же другое. Но до этого ведь было написано: “«Почему ты называешь эту страну «Израиль»?» Хмм… А как же мне ее называть? «Палестина! – негодуя, заявил мой друг, — Ты разве не знаешь?». Как не знать – знаю, конечно.”
    То есть автор говорит, что знает. Знает и без него, сам. Про страну, но не про государство? Я немного запутался… А буквально через строчку: “У меня, само собой, сразу появилось множество вопросов, на которые я получила ответы. Назавтра я уже собиралась в Палестину.” Словом, все чудесатее и чудесатее.

    M.: “Поэтому можно сколь угодно долго спорить, было ли государство Палестина или не было его”

    Нет. Нельзя. То есть можно, но абсолютно бессмысленно. Есть вещи, являющиеся общеизвестными и общепризнанными фактами; это один из таких случаев, тут нет белых пятен, все открыто и ясно.

    Главное, что я хочу сказать. Мне кажется, что любой читаемый многими людьми автор- журналист- популярный блоггер и т.д. сегодня…. должен чувствовать какую- то ответственность за контент. Но, возможно, я ошибаюсь. Но мне хотелось бы так думать. Я не могу знать, но мне кажется, мир бы тогда был бы чуточку лучше.

    [Ответить]

Добавить комментарий