Коптская церковь в Хургаде.

коптская церковь

Терпеть не могу групповые экскурсии. Альтернатива тут может быть одна – искать себе пищу для чувств и ума самостоятельно. В моем распоряжении революционная Хургада, откуда выехать не получится: Александрия и Каир вычеркивается сразу, потому что через четыре для после свержения Мурси братья-мусульмане учинили теракт, в котором погибло шестьдесят человек, в Луксоре тоже неспокойно, и ни одно турагенство ни за какие деньги не хотело брать на себя ответственность. Более того, даже групповые обзорные экскурсии по городу были отменены, чтобы туристы не сбивались в компактные мишени.

Пришлось поискать что-нибудь интересное для чувств и ума внутри города и в рамках допустимого риска. Для начала решено было искать коптские церкви, чтобы побывать на богослужении и воочию сравнить коптские и православные особенности литургии и взаимоотношений священников и прихожан.

Оказалось, что искать долго не пришлось. В Хургаде всего два коптских храма. Первый находится в районе Дахара, самой старой части города. Не найти церковь сложно. Это довольно аскетичное высокое здание, возвышающееся над всеми низкорослыми строениями округи.

У храма нет золоченых луковок. Церковь, хоть и относится к православной общине, но с русско-византийским стилем ничего общего не имеет. Если бы не кресты на церковных башнях, строение можно было бы спутать с очередной мечетью.

У дахарской церкви интересная история. Она была построена как католический храм в 1922 году для иностранцев, работавших в нефтедобывающих компаниях. Когда нефть в Хургаде иссякла и прихожан-иностранцев поубавилось, храм передали коптам.

От католического прошлого в храме осталось немного: скамьи, на которых можно сидеть во время богослужения, да иконостас с довольно старыми католическими иконами, расположенными в три ряда. Европейская традиционная церковная живопись узнается сразу. Она выделяется на фоне коптских изображений святых, выполненных в характерной для коптов манере детского примитивного рисунка. Тем не менее, Георгий Победоносец, святые Антоний Великий и Павел Фивейский, Мария Египетская и др. узнаются сразу.

Святой Георгий

Любопытно, что коптская икона Богоматери находится не в самой церкви, а у входа. Там же прихожане ставят свечи и молятся перед ней.

Прямо перед парадными дверями огромное изображение патриарха Шенуды III, почившего в 2012 году.

Шенуда III

Собираясь в коптский храм, я решила ничего не придумывать, а одеться так, как если бы я шла в свой, русский. Одела юбку подлиннее да рубашку, закрывающую руки. Подойдя к церкви, надела на голову платок и решила, что так я вполне могу пройти внутрь. Но не тут-то было.

У ворот стояла будка, в которой сидел одинокий охранник, вооруженный автоматом. Автомат у него, как сумка школьника, болтался на спинке очень непрочного стульчика. Правда, кобура все же висела на поясе. Уж не знаю, был ли там пистолет. Но вокруг охранника толпилась молодежь, человек 15-20, и автомат их не смущал.

коптская церковь

Как только мы приблизились, от этой толпы отделился мужчина средних лет и остановил нас вопросом, христиане ли мы. Я удивленно вскинула брови и возопила: «Я русская!». Комизм ситуации заключался в том, что он сразу улыбнулся и освободил проход. А вот я удовлетворения не почувствовала. Что за ерунда? Он же меня не о национальности спрашивал. Я вернулась и показала ему свой нательный крест. А он опять за свое. «Хорошо. Русский. Проходи, можно». Вот опять эта ерунда. Будто русский – синоним верующему христианину.

Я потом размышляла над этим случаем, над вопросами, над своими ответами, и пришла к очень приятному для себя выводу. Выводу, который вернул меня в глубь веков, когда слово «русский» произносилось гордо, когда понятие «русский» означало «православный». Так было во времена Московского Царства и «Третьего Рима», когда в Москву стекались отовсюду и русские, и татары, и азиаты всех мастей. Вот тогда и появилась эта путаница: русский значит православный, а православный значит русский.

И вот теперь этот египетский копт, не желая того специально, как бы согласился с моей уникальностью, связанной не с образом «русо туристо», а с образом России как единственного оплота истинной православной веры.

Я гордо выпрямилась и пошла дальше, сквозь приветственные улюлюканья молодых египетских парнишек, явно не скрывающих своего нескромного ко мне и моей дочери отношения.

От них отделился один паренек по имени Мина и предложил быть нашим экскурсоводом. Он долго водил нас по церкви, пытаясь рассказать, что изображено на иконах и картинах, показал место для хора, гордо сообщил, что скоро будет отремонтирован второй этаж. Английский у Мины был очень плох. Приходилось по нескольку раз переспрашивать, но как-то мы друг друга понимали. В конце экскурсии Мина вспомнил-таки, что он араб, и потащил нас в лавку с церковной утварью, где стал перемигиваться с продавцом. Вот же, елки-палки. Ну не избавиться от их торгашеского инстинкта даже тут, в церкви. Делать нечего. Купила я коптскую Богородицу в виде медной чеканки и разукрашенный разными блестящими камешками коптский крест. Жуткая безвкусица, но Мина сам выбирал этот крест, и было видно, что он ему нравится, но для него дорого. В благодарность за проведенную экскурсию я ему этот крест подарила, лишив дара речи своей щедростью. 

Вскоре начиналась служба. Народ стал подтягиваться. Пришло очень много женщин с детьми. Дети рассыпались по всей церкви, как горох, и наполнили ее сумасшедшим криком и радостными визгами. Мамаши чинно расселись беседовать друг с другом, не обращая на малышню никакого внимания. Несколько детишек подбежали к нам. Маленькие, лет по пять, они своими крохотными ладошками пытались ухватить мою руку и прогуляться с иностранной дамой у всех на глазах, очень смешно спрашивая меня «Хау из ё нейм?». Я по дурости пыталась отвечать, но на десятый раз поняла, что ответа не требуется. Они просто знают одну английскую фразу и по-попугайски ее повторяют. Было немного неудобно. Я не была готова к такому детскому радушию, ведь в нашей церкви вряд ли ватага детей подбежит поздороваться, и конфет с собой не взяла – угостить детвору было нечем. Следующий раз я уже пошла с мешком сладостей, который размели в считанные секунды. Ну и на здоровье.

Решила посидеть на литургии и уселась на свободное место. Никогда не забуду этого ощущения, будто я голая или сделала что-нибудь внеположное. Вся церковь обернулась на меня, все словно буравили меня взглядами. Женщины – осуждающими, мужчины – удивленными. Мы с дочкой стали переглядываться: все было так хорошо, но что произошло? Я понять не могла, а она заметила, что мы уселись на мужскую половину.

Действительно, скамьи располагались в два ряда. На первом сидели только женщины и дети. На втором ряду – только мужчины и мы. Пришлось с виноватым видом встать и перейти на первый ряд, бубня себе под нос: «Сори, вери сори…». Народ вокруг заулыбался – туристы, что с них взять. А я подумала, что Мина недоработал, не объяснил.

Служба у них закончилась довольно быстро, батюшка всех благословил, потряс кадилом и ушел. Вместо него в микрофон долго что-то говорил мужчина в штатском, показывая слайды (в коптской церкви висят шесть мониторов, подключенных к компьютеру, видимо, для лекций). Тема проповеди была политической – о положении христиан в Египте, о чем можно было понять по слайдам. Затем из числа прихожан вызвали молодого человека, и он тоже что-то говорил о преследованиях христиан. Когда он закончил, все захлопали и начали расходиться.

Удивило и порадовало то, что в церкви были заняты почти все места, а детей было вдвое больше, чем сидящих на скамьях взрослых, все друг друга знали, здоровались, общались, улыбались нам. Атмосфера здесь была удивительная – теплая, радушная, расслабляющая. К сожалению, поговорить с прихожанами не получилось, потому что здесь были простые люди, живущие своей непростой жизнью, отдельной от туристов, и никаким иностранным языком не владеющие.

Коптская церковь


About Мария

Друзья, присоединяйтесь к нам! Если вам понравилось то, что вы читали на нашем блоге, то почему бы вам не подписаться на наши обновления в RSS - Вконтакте - Твиттер - Фейсбук. Ведь человек любопытен, а мы будем и дальше рассказывать, как многообразен мир и неоднозначна жизнь.

Подписаться

✔ Забронировать дешевые авиабилеты
✔ Забронировать дешевые отели
✔Забронировать квартиру и получить скидку 25$
✔Найти удаленную работу и жить путешествуя

Комментарии:

3 Responses to Коптская церковь в Хургаде.

  1. апвар 12.01.2014 at 13:06 #

    интересно) а как добраться от отеля sanny days?

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Очень даже просто. Отель Санни Дэйз находится совсем недалеко от коптской церкви. Мимо вашего отеля проходит шоссе. Вдоль этого шоссе в сторону к отеля Кинг Тут. А там спросить, где госпиталь. Госпиталь там все знают. В 500 метрах от госпиталя и находится церковь. Можно взять такси, конечно, пару километров от отеля не наберется, поэтому больше доллара такси не должно стоить. Или на маршрутке, которая будет идти в эту сторону. Это 2 фунта максимум. Маршрутка очень удобно, потому что возле церкви у них конечная, да вы и сами увидете, где выходить. Маршрутку останавливаем взмахом руки, как любое такси. Короче говоря, либо идете пешком до госпиталя, спрашивая по дороге, как пройти. Либо пять минут на маршрутке до конечной остановки в Дахаре за 2 фунта, либо на такси за 1 доллар и 2 минуты езды.

    [Ответить]

  2. Ольга 06.08.2014 at 01:48 #

    Интересные статьи про коптские церкви, но все таки хотелось бы названия-названия 🙂
    И церквей больше в Хургаде чем две.
    Судя по всему эта Св.Геогрия, а та, что около Шератона/Шери скорее всего та, что Св.Абаноба (по-нашему Св.Иоана)
    Хотелось бы все таки узнать, знаете ли Вы названия тех церквей, которые посетили, если да — права ли я.

    Немного ориентируюсь в арабском — если понадобится — пишите.

    [Ответить]

Добавить комментарий