Голубая криница: не стать легендой

Автор: Наталья Степутенко, фото Владимира Рыжанкова.

Голубая криница

В Славгороде  много историко-культурных объектов: храм Рождества Богородицы конца XVIII века, Почтовая станция середины XIX в., памятник «Матери Полтавской победы», возведённый в 1908 г., и мемориальная каплица начала двадцатого века в деревне Лесная, Приусадебный парк, заложенный в начале двадцатого века в деревне Свенск…  Однако  Славгород известен каждому белорусу и большинству тех, кто хотя бы раз побывал в Беларуси, своей природной жемчужиной. Именно здесь находится знаменитая Голубая криница. Сюда круглый год приезжают люди, а летом число тех, кто хочет окунуться в святом источнике, измеряется десятками тысяч.

Голубая крыница в Славгороде

Голубая криница – самый крупный в Восточной Европе источник восходящего типа. Он значится как в реестре родников, так и в реестре озёр. Последнее в корне неправильно: вода в Голубой кринице не стоячая. Она постоянно движется (причём с очень приличной скоростью) и впадает в небольшую речку Голуба, которая, в свою очередь, является притоком большой реки Сож.

река Сож в Славгороде

Сильное течение обусловлено мощным напором воды, который  из шахты на дне источника вырывается со скоростью 60 литров в секунду. Диаметр шахты составляет около двух метров, а вот глубину учёные не измерили до сих пор: груз, спущенный туда на 200-метровой верёвке, так и не достиг дна. Если присмотреться к воде над шахтой, то можно заметить, как бьёт ключ.  Говорят, в старину здесь выбивались  сразу три фонтана высотой в человеческий рост.

природные достопримечательности Беларуси

Голубая криница – уникальный источник. Вода в нём всегда неизменно холодная (5 градусов независимо от поры года) и настолько прозрачная, что видна каждая песчинка на дне. В ней нет никаких радионуклидов, пестицидов, вредных микробов, тяжёлых металлов и тому подобное. Голубая крыница — это настоящий эталон чистой воды. Поднимаясь из недр земли, вода проходит на своём пути несколько природных фильтров из кремния, мела и глины, которые очищают её и обогащают  минералами. Минерализация воды очень высокая –197мг/дм3 (для сравнения, в минеральной воде «Минская», которую можно купить в продуктовых магазинах, всего 10  мг/дм3). Вода из Голубой криницы очень вкусная, не приобретает запаха, не портится.

Голубая криница

Вода в славгородском источнике, действительно, голубая, а точнее — бирюзового цвета, что для пресных водоемов нехарактерно. Такой необычный оттенок она получила благодаря высокому содержанию кальция.

Голубая криница

Народ же нашел свое, поэтическое, объяснение. «Давным-давно, когда Сож был широким и полноводным, жили на его берегах люди-богатыри. Силой и мужеством выделялся среди них мрачный Марко, а красотой и благородством – весёлый Степан. Полюбила Степана красавица Катерина, и он тоже душою к ней прикипел. Но и Марко Катерину полюбил и прислал к ней сватов. Не отважилась девушка прямо отказать Марко, а придумала для женихов испытание. Выбрала для Степана большой камень, а для Марко ещё больший и велела обоим бросить их через реку. Кто дальше бросит, тому она и достанется. И полетели камни, брошенные силой молодецкой, и упали так, что земля задрожала. Но увидела Катерина, что камень нелюбимого Марко лежит саженей на пять дальше камня Степана. Налились слезами глаза её синие, изогнулись брови соболиные, шёпот сосны услышали: «Чем доставаться мне нелюбимому – водой пойду служить людям!» Взобралась девушка на камень Марко – и упала, разбилась, водой разлилась, под землю ушла. А ближе к Сожу, пробилась из-под земли, зашумела — за две версты слышно — вода чистая, голубая, цвета очей девичьих. Голубая криница…».

Камень, брошенный Марко, до сих пор на том же месте,  и лежит он буквально в нескольких десятках метров от родника. Согласно поверью, этот камень сохранил в себе богатырскую силу и здоровье, и если к нему прислониться и хорошенько попросить, то он поделится ими. На праздник «Макавьё» желающих набраться силы от валуна находится очень много.

камень силы у Голубой криницы

Проведённые в этих местах в начале 2000-х годов археологические раскопки показали, что Синий колодец (так родник называли в прежние времена) был главным святилищем радимичей — древнего племени, жившего на территории юго-восточных земель. Здесь были найдены  изваяния языческих богов, которым поклонялись наши предки. Однако ж это не помешало Голубой кринице стать святым христианским источником, в котором осуществились первые обряды крещения радимичей. По преданию, это случилось после поражения в бою на реке Пищань, которое радимичи потерпели от войска князя Владимира, возглавляемого воеводой по имени Волчий Хвост.

Макавье на Голубой кринице

С тех пор православные со всех славянских земель каждый год 14 августа (1 августа по старому стилю) съезжаются сюда на «медовый» Спас, и в этот же день отмечается ещё один православный праздник –Маккавеи (в честь памяти святых мучеников семи братьев Маккавеев) или, как говорят сами славгородчане, «Макавьё». Это день, когда люди приходят на Голубую криницу, молятся и, перекрестившись, переходят ручей вброд три раза туда и обратно. Те, кто по каким-либо причинам не может перейти ручей, делают три глотка родниковой воды и омывают ею лицо, просят здоровья. Уходя, люди берут немного родниковой воды с собой, чтобы окропить ею дом, маленьких детей, домашних животных. Оставшуюся воду ставят за икону, и она хранится там весь год – на случай, если кто-нибудь заболеет. Этот обряд напоминает празднование православного Крещения 19 января, однако медовый Спас купанием в православной славянской традиции не отмечен. Вот почему обряд Макавьё  является местным,  связанным именно с Голубой криницей, хотя сегодня он приобретает все больше приверженцев и участников не только в масштабах Беларуси.

медовый Спас и Макавьё

Традиция празднования «Макавья» у жителей Присожского края существует много веков. Она не прекращалась даже в годы гонений на церковь. Интересно и другое. Славгород серьезно пострадал от Чернобыльской катастрофы, а поселок Клины, который находился в непосредственной близости от Голубой криницы, оказался в зоне повышенной радиационной опасности. Людей оттуда переселили, дома сравняли с землёй. Теперь здесь уже ничто не напоминает о поселении, существовавшем несколько веков. А как же сама криница? К счастью, на Голубой кринице радиация никак не отразилась. Измерения показывают, что мощность дозы внешнего гамма-излучение составляет 0,19 микрозивертов в час (норма – до 1 микрозиверта в час). В отчёте исследователей было сделано заключение: «Вода из гидрологического заповедника «Голубая криница» пригодна для питьевых целей населения, а местность – для временного пребывания в ней людей». Не чудо ли?

праздник Макавьё на Голубой кринице

В 2013 году обряд Макавья признали уникальным и отнесли к нематериальному культурному наследию белорусского народа. Пошло ли это на пользу Голубой кринице?  Как сказать… Например, в прошлом году на «Макавье» приехало около 20 тысяч человек – немалое число для восьмитысячного города Славгорода. Среди них были не только паломники…

По случаю медового Спаса, праздника, совпадающего с Макавьем, в Славгороде стали проводить медовую ярмарку, которую разворачивают на поле неподалеку от Голубой криницы. Почему бы и нет! Пчеловоды и любители меда 14 августа съезжаются в Славгород отовсюду: и из самой Беларуси, и из России, и из Украины, и из Польши, и даже из далекой Канады. Ясное дело, что торговля одним медом перестала ограничиваться. Нужно собрать ребёнка в школу? Да без проблем! Хочешь мороженое и сладкую вату? Не  вопрос! Для детей – карусели, для взрослых – холодное пиво. И вот уж в ярмарочном веселье забыт и Спас, и Макавье… Подвыпившие люди, целой толпой заваливаются в родник, мутят воду, кричат и улюлюкают. Большинство из них на утренней церковной службе по освящению криничной воды не были, благословения на омовение не получили, молитву не прочли.

ярмарка меда в Славгороде

Через мостик  выше по течению родника выстраивается другая толпа. Здесь ведрами и большими бутылями люди набирают воду и целебную глину. Им здесь тоже не до молитв: успеть бы в этой толчее воды набрать. Так и превращается чистейшая бирюзовая гладь святого источника в кипящую мутно-серую жижу. Конечно, через пару дней прозрачность восстановится, вода опять будет  кристально чистой. А всё равно как-то тревожно: не есть ли муть и пена в Макавье и медовый Спас знаком и предупреждением?

Между тем, экологи заволновались. Голубую криницу объявили заповедником республиканского значения. Тогда же появились таблички, запрещающие мусорить и брать со дна источника глину. Летом 2015-го здесь был создан первый в Беларуси центр экологии родниковой воды, а в нынешнем году здесь планируется создать государственное природоохранное учреждение. Химический анализ воды Голубой криницы показывает, что она такая же чистая, как и тысячу лет назад. Тогда чем же вызвано повышенное внимание экологов?

природные богатства Беларуси

Не нужно быть учёным, чтобы понять: родник истощается. За последние 10 лет он заметно изменился: сузился, стал мельче, слабее, раньше и сам ключ был более мощным.  Неужели баланс нарушился? К сожалению, да. Ещё в 2011 году районные власти собирали пожертвования на благоустройство прилегающей к Голубой кринице территории, а сейчас – собирают уже на защиту и восстановление  родника. Видимо, «наверху» наконец-то увидели, что в погоне за сиюминутной наживой рискуют потерять сам родник, а вместе с ним – свой «туристический потенциал».

Природные богатства Беларуси

 

 

 

 

 

 

 


About Мария

Друзья, присоединяйтесь к нам! Если вам понравилось то, что вы читали на нашем блоге, то почему бы вам не подписаться на наши обновления в RSS - Вконтакте - Твиттер - Фейсбук. Ведь человек любопытен, а мы будем и дальше рассказывать, как многообразен мир и неоднозначна жизнь.

Подписаться

✔ Забронировать дешевые авиабилеты
✔ Забронировать дешевые отели
✔Забронировать квартиру и получить скидку 25$
✔Найти удаленную работу и жить путешествуя

Комментарии:

12 Responses to Голубая криница: не стать легендой

  1. Татьяна 20.01.2016 at 19:39 #

    Наталья, Мария, спасибо вам от души за эту прекрасную статью о Голубой кринице. Очень тронула легенда о Катерине. Господь хранит это место. Надеюсь, что и власти действительно захотят сохранить уникальный природный феномен.
    Добавляю Голубую криницу в перечень мест, куда непременно надо приехать. Жду новых рассказов, например, о Маковье и святых Маккавеях.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Рада, что понравилось. Девочка еще учится, но уже кое-что получается. А главное, что человек неравнодушный, проблему видит и проблема ее заботит. Не хотела влезать в текст со своими комментариями, но здесь все-таки выскажусь. В Беларуси очень часто происходит сращение, соединение язычества и христианства. Причем это у них получается весьма органично, но результат этого соединения — откровенная аберрация. Вот, скажем, празднуют белорусы Купалле (бел) или Купалу (рус), так у них в народе называется день Ивана Купалы. Если спросить, что они понимают под этим праздником, то расскажут следующее. Девушки венки по реке пускают на предмет гадания на жениха, парни через костер перепрыгивают, а в полночь надо идти в лес искать цветок папоротника, который, как известно, не цветет, но уж коли найдется, то счастье будет нашедшему. По сути, это у всех нас, славян, такой праздник сохранился за небольшими отличиями. Это языческий обряд, сохранившийся с тех незапамятных фольклорных времен. Однако ж этот день (7 июля) совпадает с христианским праздником рождения Иоанна Крестителя — почти никто не помнит и даже не знает об этом. В результате все празднуют Купалу. Да еще как празднуют-то! Забор соседу повалить, стекла выбить, лавки перевернуть… Нахулиганить, короче. Я в этот день стараюсь дачу охранять, дабы чего не вышло. В городе-то поспокойней, там милиция серьезно бдит, особо не забалуешь, а в деревнях шалят. Или еще один пример. Белорусы празднуют родительский день после Пасхи, он у них называется Радуница. Очень хорошая традиция собраться семьями, помянуть ушедших родственников. Действительно, хорошая традиция. Могилки к празднику прибирают, чистят, оградки красят. Кладбища у них в порядке — ничего не скажешь. С вечера или с утра в церковь сходят, панихиду закажут, кое-какую снедь в храм отнесут. А вот к обеду начинает опять что-то языческое проявляться. Собираются на могилах (оно правильно покойников своих навестить) и расстилаются скатерти-самобранки, пикники семьями прямо на могилах. У всех рядом с надгробиями столы и лавки имеются. Смотришь на это дело — и растерянность охватывает. И водочка, и закусочка, иные песни поют, иные и поругаются, а потом на могилах рюмочку с крашенным яичком и конфетками оставляют (чтоб и покойнику не скучно было). Ну не язычество? А уж как белорусы любят повторять, что, дескать, сегодня такой-то праздник церковный — работать нельзя. Праздники всегда знают: и Пасху, и Николу, и Богородичные… Все праздники знают, потому что работать нельзя. Есть повод. А вот в церковь-то далеко не все идут. Вот и с Макавьем — та же история. Главное — обряд купания соблюсти. Если бы без благословения было запрещено купаться, а еще лучше без причастия — враз бы народу убавилось. А так все, кому не лень, у кого машина — все туда. Опять пикник, вылазка на природу, а не религиозное действо. Не так там много настоящих паломников и верующих людей. Молодежи полным полно, пиво с собой в машине. Обряд! Один обряд! Да и власти молодцы — учудили. Ярмарка эта медовая не к месту. Все на продажу. Машин выстраивается на 7 километров, потому что (я это сократила в тексте) дорога проселочная да по ветхому деревянному мосту — не проехать. Часами в этой очереди из машин и туравтобусов люди стоят (турагенства на Голубую криницу поездки устраивают). Так что не лучшая идея ехать на криницу Макавье смотреть, а тем более участвовать в сам праздник, лучше, когда людей поменьше. Сам-то обряд простой, в любой день можно осуществить.

    [Ответить]

  2. Валентина 21.01.2016 at 09:08 #

    Интересная статья, место это Голубая криница (или крыница, в тексте есть два варианта) тоже интересное и красивое. Легенда про Катерину понравилась. И понравилось, что Наталья поднимает проблему Голубой криницы, а не просто описывает достопримечательность.
    По поводу соединения язычества и христианства в Белоруссии, так ведь то что ты, Маш, перечислила, это и в России есть, да думаю и не только. Пикники, конечно на кладбище не устраиваем, но поминаем усопших на могилах, не обязательно спиртным, и конфетки, яички оставляем. А откуда это повелось из язычества или из христианства я никогда не задумывалась. Так делали наши бабушки, наши родители, так и мы делаем.
    И мне тоже не нравится, кода природные достопримечательности или святые места превращают в средства наживы. Не правильно это, нужно бережно относиться к природе, к культуре, к народным традициям.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Валюш, мы оставляем просфиру и крашеное яйцо, это верно, но у белорусов Радуница выглядит просто фантастически. Здесь семьи большие, вот они все съезжаются по нескольку человек и усаживаются трапезничать прямо у могилы. Причем сразу на всех могилах кладбища. В этот день к кладбищам не проехать-не пройти — так много народа туда направляется. Массовый пикник получается, а не поминовение предков. Уж и священники против этой традиции выступали — ничего не меняется. Вот третьего дня Крещение было. Белорусы за водой двинули. В церкви пусто, а за водой очередь огроменная выстроилась. Это я к тому говорю, что суеверие и обрядоверие, а именно это и есть ментальный языческий реликт, здесь главенствует.

    [Ответить]

    Валентина Reply:

    А я ещё вот, что подумала. Ведь 70 лет религия была под запретом, церквей нет, где было узнать о христианских праздниках, как их нужно праздновать. За 70 лет люди-то и молиться разучились. Вот «языческие обряды» и всплыли в новых интерпретациях.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Конечно, и это одна из причин. Годы воинственного атеизма даром не прошли. Мы утратили часть своей культуры, как ни грустно это признавать.

    [Ответить]

  3. Галина 21.01.2016 at 23:25 #

    А это наше, славянское. Вроде религиозные традиции почитаем. Вы правы: обрядоверие вытеснило веру. Но осквернить святыню, испоганить чистоту- разве это наши люди сегодня изобрели? Помните, как Достоевский писал об одном верующем мужичке, который в церковь помолиться зашел, да по ходу дела серебряные, кажется, оклады с икон содрал? Беда в том, что религиозным воспитанием никто ведь не занимается. Служителям церкви главное успеть обряды отправить. ..Не до души человеческой.. Так что трудно сказать, уцелеет ли эта нерукотворная красота, Голубая криница, под напором псевдоверующей толпы. Это здорово, Мария, что Вы опубликовали рассказ Вашей студентки.о Кринице. Неравнодушный она, видно, человек. Для будущего журналиста это важно. Кстати, нельзя не отметить чудные фотографии. Они не только иллюстрируют рассказ Наташи, но и украшают его .

    [Ответить]

  4. Галина 22.01.2016 at 21:57 #

    Языческие и христианские обряды уже сотни лет бок о бок существуют. Все тесно переплелось и стало, по сути, уже нормой. Везде, наверно, есть подобные места. В Тульской области точно (и не одно). Источник..святой..крест православный стоит, а ленточки в Купальскую ночь мы там повязываем. И нормально это. Главное уважение ко всему иметь…к месту…к вере…к природе и друг к другу.

    [Ответить]

  5. Галина Шефер 23.01.2016 at 15:52 #

    Красивое какое место! Вода прямо изумрудная. Будет жаль, если родник погибнет…

    [Ответить]

  6. Евлампия 11.05.2016 at 22:48 #

    Спасибо вам за интересные рассказы о достопримечательностях родной страны. Побольше бы таких постов, народ думает что у нас в стране вообще посмотреть нечего

    [Ответить]

  7. zapas-slov.com.ua 25.07.2016 at 19:34 #

    Глубокая история. Спасибо Вам за рассказ. А родник пусть обязательно сохранится! Он же еще и потомкам нужен!

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Сколько всего от стараний людей гибнет, не счесть.

    [Ответить]

Добавить комментарий