Маленькая Айа София — христианская церковь святых Сергия и Вакха.

маленькая айа София

В Стамбуле есть  достопримечательности и памятники, которые не пользуются популярностью или даже неизвестны широкому кругу туристов, приезжающих сюда на организованные экскурсии. Это совсем не означает, что такие историко-культурные объекты менее ценны, чем топовые Айа София или Голубая Мечеть. Просто они находятся в стороне от центральных площадей, да и подъехать к ним бывает не так-то просто.

маленькая айа софия

Среди запутанных, прыгающих то вверх, то вниз переулков Султанахмета спряталась совсем крошечная на фоне огромных и громогласных стамбульских мечетей маленькая Айа София — так нежно называют ее местные жители.  И с гордостью добавляют: «Точная копия большой Софии». Это мы еще посмотрим, насколько точная и кто чья копия.

И мы занялись поисками маленькой Айи Софии в хитросплетениях стамбульского центра.

где находится маленькая айа софия

К этому моменту мы уже провели здесь два вечера и два дня, раскланивались и дружески беседовали с жителями чуть ли не всей округи, но вот свободно ориентироваться все еще не получалось. Я уже предвкушала долгий и сложный путь, несмотря на то, что навигатор показывал, что мечеть находится в радиусе пятисот метров от нашей гостиницы.

За эти наши два дня мы не раз попадали в ситуации, когда стамбульские лешии заставляли часами кружить по маленькому пятачку, хотя навигатор, словно подсмеиваясь, показывал, что мы, собственно, на месте. Вот тогда на помощь приходил безотказный дедовский способ ориентации на местности — «язык до Киева доведет».

В Стамбуле пользоваться этим способом не только удобно, но и приятно. Местный народ отзывчив и общителен. Если объясниться не получалось, то нас просто отводили, что называется, за руку. Иногда я даже соревновалась с дочерью, кто быстрее найдет точку А: она с помощью новомодного устройства или я с помощью волшебного «can you help me». Обычно, я выигрывала.

Вот и на этот раз, выйдя поутру из гостиницы, я просто спросила в соседнем кафе, как мне найти маленькую Айу Софию. Оказалось, что она была буквально  за переулком, в который я просто еще не сворачивала. Если взять за ориентир Голубую мечеть, пройти через Ипподром мимо египетских обелисков в сторону набережной, то путь не займет и пятнадцати минут.

Действительно, внешне маленькая София очень похожа на Софию большую и по форме строения, и по цвету — такая же розовая. Но размеры, конечно, не сопоставимы.

маленькая айа софия

Прежде чем войти внутрь, стоит как следует осмотреться. Территория мечети очень ухоженная, но внутренний дворик совсем маленький, словно прижатый чайным садиком — он, кстати, справа. Садик симпатичный, в жару очень привлекательный тем, что растения там создают очень густую тень над лавочками, где усталому туристу не грешно перевести дух. Кроме зелени и цветов, в глубине садика есть несколько книжных лавочек и медресе — мусульманская школа. Так что садик — продолжение мечети.

церковь святых сергия и вакха в стамбуле

После гигантских очередей и толп туристов вокруг большой Айи Софии удивляешься почти полному отсутствию посетителей. Вместе с нами тут бродили только парочка англичан и два китайца.

христианские места стамбула

Вот и вход в мечеть, который в конце дня закрывается зеленым брезентом. Зеленый цвет дверных занавесей уже встречался нам раньше в других местах, в других мечетях, что давало основание думать, что случайности тут никакой нет. Поскольку экскурсовода в маленькой Софии не предвиделось, то я просто нашла служителя и, как всегда, начала разговор с простого «хелп ми». В ответ я получила целую лекцию об исламской символике цвета и книжку в подарок, в которой я могла получить «доходчивые» разъяснения на арабском языке. Книжку я, конечно, взяла и время от времени листаю ее, разглядывая картинки, как ребенок, не умеющий читать. Тем не менее, благодаря любезному служителю, я немного разобралась в цветовой гамме мусульманских мечетей. И первый цвет, который меня встретил у входа, — главный цвет мусульманского Рая. В этом цвете соединяются и земное, и небесное начала. Зеленый цвет в исламе имеет исключительно положительное значение. Священное знамя Магомета и всего мусульманского мира — зеленое, что находит отражение в современной флаговой и геральдической символике. Белый и голубой тоже важные исламские цвета. Белый — самый главный цвет. Он символ  святости и достоинства.  Голубой —  цвет чистого неба и воды, он является символом спокойствия и благополучия, служит талисманом от вероломства и разных напастей.

Но мы обошли еще не всю внешнюю территорию древнего храма, а потому нырнули вот в эту дверь, которая располагалась сразу за ним. Как пропустить открытую дверь любопытному туристу и не узнать, куда же она ведет!

христианские церкви стамбула

Вот что открывается за дверью. Тут целый комплекс построек, явно намного моложе маленькой Айи Софии. Прежде всего, минарет и вход внутрь его.

византийские церкви в стамбуле

Далее начинаются постройки особого рода. Через небольшой проем от мечети находятся ныне не работающие бани Чердаклы. Хамам Чердаклы был построен на месте какого-то византийского здания по указанию главы белых евнухов, несших службу во дворце Топкапы во времена Баязита Второго,  Хусейна-ага в самом начале XVI века.  Этот же почтенный муж занялся и переделкой древнего византийского храма под мусульманскую мечеть. Хамам работал аж до середины ХХ столетия.

византийские памятники стамбула

Вот это белое мраморное здание, зажатое с двух сторон кирпичными стенами, есть не что иное, как часть фонтана, в которой хранится резервуар с водой.

маленькая айа софия

У самого входа в мечеть, а маленькая Айа София — мечеть действующая, стоят две доски, на которых прописаны правила и требования, которые обязан соблюдать каждый, кому заблагорассудится зайти в мусульманский храм не с молитвенной целью.

правила посещения мечетей

Суть правил такова: сад и внутренний двор мечети — продолжение молитвенного зала, а поэтому вести себя здесь нужно подобающим образом, не шуметь, не кричать, не фотографировать молящихся и знать свое место — находится только на территории, отведенной для посетителей. Если что-то не понятно, то обратиться за помощью к служителю мечети и строго следовать его инструкциям. Этим инструкциям мы и последовали.

В мечетях обычно не один вход, а несколько или хотя бы два. Два входа и в маленькую Айю Софию. Первый — это главный, центральный вход для верующих прихожан (извиняюсь за православную терминологию). Если вернуться к четвертой по счету фотографии, то на ней четко видны два входа. Главный располагается под белыми колоннами. А второй — сбоку. Вот этот вход для нас, для туристов. На входе нужно снять обувь, положить ее в пакет и на полочку, которая специально поставлена для хранения обуви.

Одежда даже для туриста полагается соответствующая месту. Мужчины должны полностью прикрыть ноги, т.е. быть в брюках. Женщины закрывают руки, ноги и покрывают голову.  На случай, если турист забрел в мечеть неподготовленным, например, женщина пришла в джинсах, в сарафане с открытыми плечами, или короткой юбке, а мужчина — в шортах, то им будет предложена дежурная одежда. Здесь же, на входе, висит мужской и женский костюм, которыми можно воспользоваться. Я хоть и не была вызывающе одета, но нарядится не преминула. Вот что из меня получилось.

посещение мечетей туристами

В храме никто за нами не следил, переоделись ли мы подобающе или нет, сняли обувь или нет, шумим ли мы или нет, заходим за перегородку, отделяющую территорию для визитеров от основного зала, где проходит молебен, потому что все это подразумевалось как непреложный закон. А с законом никто не спорит, его просто исполняют.

И все мы, кто оказался внутри храма, безоговорочно выполнили правила, не оскорбляя святого места ни действием, ни мыслями, которые мы почему-то допускаем в родной церкви. Почему-то подумалось, что входя в свой православный храм,  мы порой считаем возможным быть с непокрытой головой, заявляться в мужской одежде и задираться с теми, кто сделает нам замечания. И это зачастую считается правильным в туристической среде. Расхожий аргумент: «Я же не паломник» становится аргументом в пользу банального неуважения к своим святыням. Порой думаешь, отчего наша церковь столь либеральна? А что если по примеру мусульман — за волосы и вон из храма, без споров и аргументов.

христианские достопримечательности стамбула

Внутри маленькая Айа София, действительно, похожа на большую. Такие же ярусы и анфилады. Только значительно меньше.

Чем же это сходство объясняется?

Во-первых, омаленькая София была построена архитекторами Анфимием и Исидором, знаменитыми зодчими главного христианского Софийского Собора.

Во-вторых,  у обоих сооружений одинаковая композиция — восьмиугольник, вписанный в квадрат, а переходами служат угловые ниши.

маленькая айа софия

Мне не доводилось раньше видеть воочию так называемый прорезной орнамент, поэтому я оказалась неподготовленной к удивительным ощущениям, которые он создает,  — легкости, воздушности. Здесь он  на всех колоннадах.

мечети стамбула

Ниже — это колонны, которые сужаются и уходят ввысь, поддерживая купол. Здесь их тоже восемь, как и в большой Айе Софии.

христианский стамбул

Храм был построен раньше, чем Софийский собор, в 527-536 гг. в честь христианских мучеников святых Сергия и Вакха, римских центурионов сирийской национальности, которые приняли страшные пытки во времена гонений на христиан.

Церковь святых Сергия и Вакха — это первый христианский храм, который основал Юстиниан I и его жена Феодора.

христианский стамбулНе обошлось и без легенд, объясняющих, почему первый христианский храм Юстиниан посвятил именно этим святым-мученикам. В одной из них рассказывается, будто святые Сергий и Вакх явились во сне Юстину I, дяде Юстиниана,  и сняли с последнего обвинения в заговоре, чем спасли жизнь будущему византийскому императору. Дескать, поэтому он и построил храм в их честь.

христианский стамбул

Конечно, изначальная христианская принадлежность храма почти не заметна за белыми стенами и голубым орнаментом. Тем не менее, сам храм, украшающие его мраморные колонны и колоннады, своды и балконы, сохранились неплохо. Время, войны, соперничество  конфессий его пощадили, но современный мир оказался безжалостен. Малая Айа София, или кючук Айа София, занесена в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, но ужасное стамбульское метро, проходящее неподалеку, заставляет здание вибрировать и понемногу проседать и опускаться.

христианский стамбул

византийские храмы турции

 

 


About Мария

Друзья, присоединяйтесь к нам! Если вам понравилось то, что вы читали на нашем блоге, то почему бы вам не подписаться на наши обновления в RSS - Вконтакте - Твиттер - Фейсбук. Ведь человек любопытен, а мы будем и дальше рассказывать, как многообразен мир и неоднозначна жизнь.

Подписаться

✔ Забронировать дешевые авиабилеты
✔ Забронировать дешевые отели
✔Забронировать квартиру и получить скидку 25$
✔Найти удаленную работу и жить путешествуя

Комментарии:

8 Responses to Маленькая Айа София — христианская церковь святых Сергия и Вакха.

  1. Валентина 12.11.2015 at 12:40 #

    Красивый храм. Он мне понравился больше, чем большой собор Святой Софии. Несмотря на то, что храм размером меньше, кажется воздушным, может быть за счёт светлых тонов, и по моему в нём больше окон.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Если честно, то и мне тоже. Действительно, ощущение такое, что здесь много воздуха и простора, даже размеры небольшого храма кажутся больше. С одной стороны, цвет. Все же большая Айа София темная. Она хоть и громадная, но простора там не ощущается. Плюс колонны — это античная архитектурная деталь позволяет отделять центр от обхода, но граница оказывается нечеткой и опять-таки прозрачной. А самое главное, тут совсем нет туристов. Никто не мешает посидеть, подумать, повоображать.

    [Ответить]

  2. Оксана 12.11.2015 at 15:26 #

    А вот в маленькой Ай-Софии я не была. Храм удивительно светлый. После темной старшей сестры выглядит очень необычно. Да еще и прорезной орнамент как интересно выполнен…

    [Ответить]

    Мария Reply:

    К сожалению, храм совсем не воспринимается как наш, христианский. Ничего не осталось, все закрашено, по-своему, по-мусульмански, устроено.

    [Ответить]

  3. Галина Шефер 13.11.2015 at 17:23 #

    Прекрасный, светлый огромный собор! Ощущение воздушности и лёгкости. B при этом такая изысканность отделки. Восхитительный храм!

    Маша, ты такая милая в этом наряде.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    И босиком… Кстати, там везде ковровое покрытие очень хорошего качества, мягонькое, уютненькое.

    [Ответить]

  4. Оксана 05.01.2016 at 00:41 #

    Необычная мечеть, такая светлая и совсем не похожа на все мною увиденные. Красивое оформление, мне даже через фото передалась атмосфера спокойствия и чистоты.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Так ведь это не мечеть, как таковая. Это здание старше Софийского Собора, задумывалась как христианская церковь, но мусульмане ее переделали под себя, все фрески закрасили. Сейчас, кстати, насчет Айи Софии опять дискуссии начались: не забрать ли ее мусульманам. Если это опять случится, они все в белый цвет перекрасят, вместе с чудом сохранившимися росписями.

    [Ответить]

Добавить комментарий