Мы все делаем это! Преступления против языка в тревел-блогах.

Клише! Самая отталкивающая штука в общении, в поступках, в текстах. Клише – это последнее дело. Русский эквивалент этого термина вообще убийственный — банальность. Банальная фраза, банальное суждение, банальная информация, банальный пост и… банальный автор. Разве будет кто-нибудь интересоваться банальностями? Не будет.

У блоггера, по сути, два инструмента: фотографии и язык, которым он эти фотографии описывает. Фотографии порой даже у дилетанта могут получиться яркими, необычными. А вот с языком дело обстоит сложнее. То, каким образом, автор использует этот инструмент, может либо испортить впечатления от заманчивых фотографий, либо, наоборот, стать привлекающей основой поста.

Я люблю слова. Они могут заменить любую зеркалку. Но, как и любым инструментом, словами нужно уметь пользоваться.

Главная ошибка любого не искушенного в филологии человека – это те самые пресловутые клише.

Давайте пробежимся по нашим тревел-постам. Народ пишет о самых разных вещах, но клише у всех одинаковые. Народ словно повторяет традиционные выражения. Иногда так и хочется спросить: «Разве ты не знаешь, что почти у каждого слова есть синонимы? А если знаешь, то почему красивый у тебя только красивый, блин?».

Вот они, наши клише, которые превращают наши тексты в беспомощное детское сочинение на тему: «Опиши картинку».

 

 «Самый красивый/высокий/большой/маленький в мире…»

Очень субъективная фраза с претензией на объективность. А все ли ты видел в этом мире, чтобы делать подобное заявление? Вряд ли. Поэтому такой грандиозной оценки делать не стоит. Можно использовать более мягкую квалификацию – «один из самых красивых в мире….», но и это будет дряблым и малозначащим клише.

 

«Путешествие в прошлое …»

Тьфу. Путешествие в прошлое – это куда, в дом престарелых? Вряд ли вы хотите провести свой отпуск там и вряд ли пожелаете того же своим читателям. Так что оставим прошлое в покое.

 

«Там что-то для всех …»

Интересно для всех, забавно для всех. Это опять претензия на всеобщность. «Диснейлэнд» — место для развлечения, которое понравится всем. Ничего подобного. Я, например, такие забавы не люблю.

 

«Расположен» или «находится».

Так и хочется ткнуть носом в словарь синонимов. У первого слова – 23, а у второго – 37 синонимов. Мало?

 

«Доброжелательные местные жители …»

Это самая живучая безжизненная фраза, которая просто невытравима из наших постов и из LonelyPlanet. Все, кто путешествовал за границей, может сказать – там дружелюбный и доброжелательный народ. Все это видели, все это знают. Зачем писать об очевидном? Лучше рассказать, почему корейцы едят собак, чукчи живут в чуме, а тайцы приятно пахнут. Пытливых людей будет интересовать что-нибудь этакое, но уж никак не доброжелательность. Земля полна контрастов, и нечего болтать о пустом. Упс, а вот и клише.

 

«Город / страна контрастов …».

Опять очевидность. В любом городе обитают разные этносы, культуры, архитектурные стили. Смешать их – сразу получится контраст. И все-таки это клише работает, дает гарантированный способ привлечь читателя и отличный композиционный план рассказа. Молодой-старый, черный-белый, современный-колониальный…  Да мало ли на чем этот контраст строится, но читатель непременно захочет узнать, на чем. Так что, давайте-ка это клише пропустим.

 

«Красочные / шумные рынки …»

Никогда, никогда, никогда не употребляйте эти два слова вместе. Вместе они убивают друг друга, а если еще и прикрепить их к слову «рынок», то они сразу же потеряют всякий смысл. Красочный, яркий, жаркий…. или «продавцы суетились», «покупатели шумно спорили». Как угодно, но разведите их в разные углы ринга.

 

«Яркая культура …»

Яркой будет ранняя осень в средней полосе или солнце на островах Карибского бассейна. Самое глупое клише, какое только можно придумать, говоря о культуре.

 

«Богатая история …»

Самая злоупотребительная фраза. Гугл дает 15 миллионов документов на поисковый запрос «богатая история». И большинство из них – туристические блоги!

 

«Оживленная ночная жизнь …»

Ночью надо спать, ночью не живут, ночью спят. Самая неудачная попытка создать образ из несоединимых понятий. Попробуйте сделать лучше.

Или как вам эти клише: кристально чистое озеро… ;  панорамные виды… , с высоты птичьего полета … , золотые пляжи… , странные деревни… , заснеженные горы… , в глуши.. ., всеохватывающий… И на последок, самое бессмысленное клише на туристических блогах – величественные горы.

Что я пропустила? Добавляйте список в комментариях.

 

язык в тревел блогах


About Мария

Друзья, присоединяйтесь к нам! Если вам понравилось то, что вы читали на нашем блоге, то почему бы вам не подписаться на наши обновления в RSS - Вконтакте - Твиттер - Фейсбук. Ведь человек любопытен, а мы будем и дальше рассказывать, как многообразен мир и неоднозначна жизнь.

Подписаться

✔ Забронировать дешевые авиабилеты
✔ Забронировать дешевые отели
✔Забронировать квартиру и получить скидку 25$
✔Найти удаленную работу и жить путешествуя

Комментарии:

19 Responses to Мы все делаем это! Преступления против языка в тревел-блогах.

  1. Независимый 18.02.2014 at 22:27 #

    Читаю Вас постоянно.Вы действительно один из самых интересных авторов.Чувствуется рука образованного человека и к тому же не новичка в писательском деле.Советы пригодятся не только начинающим блоггерам.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Насмешили, какой же я писатель. Но все равно, спасибо.

    [Ответить]

  2. Ольга 22.02.2014 at 04:17 #

    Интересный цикл статей вы пишите. Советы подходют не только блоггерам, но и обычным людям для жизни.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Спасибо за добрый комментарий. Буду очень рада, если мои скромные соображения кому-нибудь пригодятся.

    [Ответить]

  3. Sasha_N 20.03.2014 at 21:53 #

    Большое Вам Спасибо за серию статей о трэвел-блоггинге! Действительно, очень мало подобной информации в рунете. Начал вести свой блог всего неделю назад, стараюсь придерживаться Ваших советов.
    Продолжайте в том же духе! Удачи Вам и Вашему блогу!

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Да я сама изучаю этот вопрос. Пока над постом работаю, дохожу до таких, казалось бы, тривиальных вещей. Но любопытно, что все, что мне удалось накопать, работает. За пожелания спасибо. Вам тоже удачи и терпения.

    [Ответить]

  4. Руслан 24.03.2014 at 12:14 #

    Мария, ваш блог просто лучик света в царстве пасмурной мглы унылых блогов, написаных «под копирку». Большое вам спасибо, меня ваши статьи очень мотивируют. Намеренно использовал клише. :3

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Спасибо на добром слове.

    [Ответить]

  5. Руслан 24.03.2014 at 12:20 #

    С «ночной жизнью» только не соглашусь — это не клише, а фразеологизм. Некоторая категория людей, особенно молодежи, ночью именно живет, а спать эти ребята предпочитают днем.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Это все так, но фразеологизмы — это не есть хорошо, особенно для поисковиков. Поисковики не соображают образно и метафор не любят. В тексте их использовать можно, а вот в названии — не самый удачный прием. Если попробовать конкретизировать тот же фразеологизм «ночная жизнь», то получится в разы виднее для поисковика и интереснее для читателя.

    [Ответить]

  6. Елена 19.04.2014 at 21:38 #

    Мария, во время чтения статьи почувствовала себя на школьной скамье, я имею ввиду в хорошем смысле )) Когда пишу свои статьи, частенько даже не задумываюсь над клише,…теперь наоборот, буду все анализировать! Особенно про слова «расположен» и «находится», эти слова кажутся на столько удобными и привычными, что употребляешь их на уровне подсознания уже. Сейчас заглянула в словарь синонимов )) вот они где оказываются!! Слов нет, и так все стало понятно )) Спасибо за статью, очень полезная!!

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Спасибо, Елена, за добрые слова. Тут в самом деле ничего нет нового, все очевидно. Но, как ни странно, мало кто обращает на эти мелочи внимания.

    [Ответить]

  7. Екатерина 18.08.2014 at 21:38 #

    Смеялась в голос)) Действительно от всех этих фразочек так и несет тур-пакетами и организованными экскурсиями, и тем не менее как же сложно иногда не использовать их на автомате).

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Предупрежден — вооружен. Я и сама себя за язык порой хватаю. Клише есть клише. Они забиты в наше сознание.

    [Ответить]

  8. Татьяна 25.01.2015 at 17:14 #

    Маша, меня не столько убивают штампы, сколько канцеляризмы и неумеренное употребление иностранных слов. Ну зачем писать «клондайк», когда есть кладезь? Чем натуралистичный лучше живоподобного? Почему «персонофикация» вместо олицетворения? Диву даюсь!
    Очень хочется посоветовать каждому блогеру прочитать (а потом перечитать) чудесную книгу Норы Галь «Слово живое и мёртвое». Галь на живых примерах показывает, как следует обращаться со словом, что бы оно не стало мёртвым.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Так ведь эта беда нашего сознания еще со времен Алексея Михайловича поселилась в нашем языке. У заимствованных слов есть одна замечательная черта. Можно высказаться непонятно, чуждо русскому уху — и глупость высказывания вроде бы и не видна. С другой стороны, сия проблема аж со времен шишковистов никак не разрешится.

    [Ответить]

  9. Татьяна 26.01.2015 at 10:29 #

    Не могу не добавить пушкинское: «Шишков, прости, не знаю, как перевести». Но «хорошилище идёт по гульбищу на ристалище» — это тоже не выход. 🙂

    [Ответить]

  10. Екатерина 21.01.2016 at 18:18 #

    Мария, очень полезная статья. Спасибо. )) Но достаточно сложно использовать, казалось бы на первый взгляд, простые правила. Пробую постоянно, но не могу сообразить — где клише, а где что-то стоящее… Буду тренироваться)))

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Катя, клише бывают разные. Их бояться не нужно. Я бы, пожалуй, выразилась так: текст, написанный образованным человеком с пониманием семантики слов и языковым вкусом, и наоборот, без оного. Вот и вся мудрость. Тут, конечно, многое играет роль, а главное — желание учиться. Лично мне помогает саморедактирование. Написала кое-как, назавтра перечитала и исправила логику и ляпы. Простой прием. Если текст чуть-чуть отлежится, то его воспринимаешь уже как чужой, начинаешь видеть все его недочеты.

    [Ответить]

Добавить комментарий