Могилевский вокзал. Последняя столица Российской империи. Часть 2.

история могилева

Среди сталинских застроек и груды безжизненных хрущевско-брежневских коробок в Могилеве не так просто найти следы великой истории. Даже и те немногие здания и улочки, уцелевшие в войну и пережившие борьбу с остатками прошлого, сегодня во многом потеряли свой исторический дух за слоем современной штукатурки, пластика, надстроек и переделок.

исторический центр могилева

Исторический центр Могилева сегодня может порадовать только обывательский глаз: пастельная розово-желтая гама сменила безжизненно серый тон, вместо брусчатки аккуратная бетонная плитка, море кафешек, магазинов и магазинчиков, занявших все первые этажи. Короче говоря, чисто. Но за этой современной чистотой попробуй еще найти и разглядеть душу города, который был последней столицей Российской империи. Несколько зданий, которые помнят Государя-Императора мне все же удалось найти, хотя для этого пришлось изрядно потрудиться, отыскивая памятные шильды, незаметно притаившиеся на углах обновленных строений. Между тем, каждое из этих зданий, домов, домишек, как оказалось, имеет удивительную историю, и про каждый сохранившийся дом можно слагать целые повести.

Железнодорожный вокзал в Могилеве.

Он первым встречает гостей города Могилева. Интересная особенность: в Могилеве туристов не бывает. Они тут, конечно, водятся, но в понимании могилевчан, это гости, и называть их туристами тут не принято. Одна из приятнейших особенностей этого провинциального города, не избалованного массовыми паломничествами.

железнодорожный вокзал в могилеве

Вокзальное здание симпатичное, удобное, все под рукой – багажное отделение, билетные кассы, зал ожидания, кафе, таксисты у входа. Ничем особенным могилевский вокзал не выделяется, кроме, пожалуй, одного – разностильностью. По центру расположилось одноэтажное вытянутое здание, снаружи смутно напоминающее постройки начала ХХ века. Зато по бокам его сдавили бетонно-стеклянные коробки, попахивающие конструктивизмом.

железнодорожные кассы  могилев

Если не обращать внимания на эти притворы, то вокзал расскажет свою историю.

В 1900 году Николай IIподписал решение о строительстве пассажирской станции в городе Могилеве и железнодорожного пути от Витебска до Жлобина в составе Либаво-Роменской железной дороги. И уже в 1902 году Могилев обзавелся собственным железнодорожным вокзалом.

могилев железнодорожный вокзал история

Услуги железнодорожного транспорта были недешевы, поэтому поездами пользовались состоятельные люди. Например, билет до Санкт-Петербурга в вагон первого класса стоил 20 рублей, а дешевый – около 11 рублей. Так что позволить себе прокатиться в столицу местные жители небогатой северо-западной окраины позволяли себе нечасто.

история могилева беларусь начала 20 века

В ту пору, в начале ХХ века, вокзал находился в трех верстах от центра города (около двух километров), и с багажом пешком до вокзала дойти было затруднительно. Добирались в основном на извозчиках, которые высаживали пассажиров на привокзальной площади. Чуть позже в Могилеве появилась конка, для движения которой от вокзала до центра вдоль Днепровского проспекта (ныне это центральная Первомайская улица) были проложены рельсы. Местные предприимчивые евреи, которые жили здесь в черте оседласти, вскоре сообразили, как выгодно использовать наличие вокзала в городе, и в 1911 году в Могилеве появились два первые таксомотора. Владельцем был Самуил Сагал – дед Марка Шагала.

В 1914 году из центра России через Могилев по Роменской железной дороге на Западный фронт стали переправляться военные составы с оружием и продовольствием, возвращаясь обратно с ранеными.

Могилев ставка первая мировая война

В 1916 году на станции Могилев этих раненых встречал Сергей Есенин. Он проходил воинскую службу на могилевском вокзале в должности военного санитара в личном поезде Ее величества императрицы Александры Федоровны. За непродолжительное время своего пребывания в Могилеве Есенин успел познакомиться с местной жительницей Надеждой Вольпин, между ними завязался роман. Надежда Вольпин позднее стала известной переводчицей Дж.Голсуорси, Р.Уэллса, Конан Дойла. И отсюда, с могилевского вокзала, наш будущий «последний поэт деревни», дезертировал в родную рязанскую губернию, избавившись от трибунала благодаря революционной неразберихе.

Сергей Есенин санитар в могилеве в 1914

Тем временем в Могилеве появился призывной пункт, откуда на фронт, в самое пекло, все с того же вокзала отправляли солдат и офицеров-окопников.

областное телевидение в могилеве

И ни за что нельзя догадаться, что вот в этом здании, где сейчас областное могилевское телевидение, располагался тот самый призывной пункт, откуда люди тысячами отправлялись защищать царя и Отечество.

Продолжение следует…


About Мария

Друзья, присоединяйтесь к нам! Если вам понравилось то, что вы читали на нашем блоге, то почему бы вам не подписаться на наши обновления в RSS - Вконтакте - Твиттер - Фейсбук. Ведь человек любопытен, а мы будем и дальше рассказывать, как многообразен мир и неоднозначна жизнь.

Подписаться

✔ Забронировать дешевые авиабилеты
✔ Забронировать дешевые отели
✔Забронировать квартиру и получить скидку 25$
✔Найти удаленную работу и жить путешествуя

Комментарии:

10 Responses to Могилевский вокзал. Последняя столица Российской империи. Часть 2.

  1. Антон Титов 29.05.2014 at 15:03 #

    Города предрасположены к потере своей истории. Даже законы не всегда спасают старые постройки, особенно если они расположены в центре.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Да, порой желание облагородить и отремонтировать превращает даже исторические здания в подобие типовой застройки. И местные жители уже не знают, какое славное прошлое есть у их города. В Могилеве на Ленинской улице мемориальные доски на каждом шагу, а когда я спросила, где бывшая гостиница Бристоль, то вызвала лишь недоумение.

    [Ответить]

  2. Олег Крылов 29.05.2014 at 18:57 #

    Подобная история сейчас во всех городах. Хорошо хоть что на страницах вашего сайта сохраниться частичка истории.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    К сожалению, исторические события, связанные с тем или иным городом, интересны более приезжим, нежели местным жителям. Это такой закон жизни.

    [Ответить]

  3. Антон Панов 29.05.2014 at 22:09 #

    Статьй очень интерестные, буду ждать продолжения.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Спасибо, приятно, что у меня есть заинтересованные читатели, потому что цикл о Могилеве я закончу не скоро. Город удивительный, хоть и небольшой.

    [Ответить]

    Эдуард Панов Reply:

    Не многие маленькие города имеют о чём рассказать. Радует то что есть люди которые могут заметить то на что другие даже не обращают внимания.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Как раз в маленьких городах, на первый взгляд, невзрачненьких, можно откопать удивительные и порой неожиданные вещи. Мы просто нелюбопытны.

    [Ответить]

  4. Авиатор 02.06.2014 at 13:08 #

    Могилевский вокзал чем-то напомнил мне варшавскую сторону брестского вокзала ДО ремонта. А сейчас мне было приятно увидеть нормальное современное строение с дубликатом всех названий на английском языке. Мне кажется, что время бежит вперед и держаться за прошлое — неправильно. Да, можно сохранить здания, которые несут в себе настоящую историческую ценность. И то, нужно найти толкового архитектора, который сможет правильно отреставрировать их, дабы они доход приносили стране. А когда это просто разваленный дом, то и смысла в нем нет.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    К сожалению, в Беларуси старинных зданий очень мало осталось. Даже то, что есть, теряет свой исторический колорит. Я понимаю, что приводить в порядок все это нужно, чтобы избавиться от разрухи. Но только делается все неуклюже. Вот как в Могилеве: здание театра уже далеко не тот театр, здание старой гимназии, где Шмидт учился, полностью отдано торговцам и т.п. И это тенденция современной жизни. Питер уже не тот, Москву не узнать. Хотя, пожалуй, я соглашусь, что и в развалинах смысла нет.

    [Ответить]

Добавить комментарий