Русских в Праге не любят. Русских в Праге судят.

русских в праге не любят почему

Прага – компактный город. Все ее исторические и архитектурные достопримечательности находятся в центре. Здесь невозможно заблудиться. Куда ни поверни, обязательно окажешься возле собора, костела, исторического здания, на красивой старинной улице или возле необыкновенной красоты скульптуры.

почему русских в праге не любят

Но Прага – это еще и рождаемые ею же чувства. Сказать, что Прага поражает красотой, значит не соврать. Прага, действительно, красавица. Не полюбить Прагу невозможно, но рассчитывать на взаимность нельзя.

В Праге уже много лет живут мои друзья, пустили здесь корни, обзавелись своим кругом общения. Но этот круг очень узкий, в прямом смысле свой, состоящий из таких же русских эмигрантов. Мне было странно, как это – много лет жить на одном месте и почти ни с кем из местных не свести дружбу. Вскоре поняла, в чем дело.

почему в праге не любят русских

Мы расположились в каком-то кафе на набережной, разговаривали по-русски. Несколько раз пытались подозвать официантку – мимо, будто не слышит и не понимает, что от нее хотят. Стало ясно: нас игнорируют. Обслужили только тогда, когда один из моих друзей, решив пошутить, спросил: «Вы не хотите нас обслуживать, потому что мы разговариваем по-русски? Но здесь политические беженцы». Вот тогда на нас обратили внимание и принесли, наконец, пиво. Нечто подобное случалось и в ресторанах, и в магазинах, и в транспорте. Прага заставляет вспомнить какие-то давно забытые инстинкты – настороженности, недоверия, опасности быть униженным или обманутым. Нас не любят в Праге. Это нужно понять и принять.

Дело тут не в том, что русские какие-то особенные в смысле поведения или платежеспособности. Здесь не Египет, не Турция, где ол инклюзив снимает запреты. По большей части, русские в Праге – это любознательный, образованный, восхищенный красотами и принимающий местные порядки народ. Мы здесь в гостях и уважаем хозяина, но хозяин нам не рад. Нас терпят и только.

В чем же дело, почему нас так холодно встречают, почему Прага не отвечает на русскую любовь взаимностью? Однозначного ответа на этот вопрос, видимо, не будет. Скорее всего, искать ее следует в истории. Как говориться, ничего личного. Оккупация, коммунизм, русские танки 1968 года. Видимо так. И мы теперь расплачиваемся за прошлое.

музей коммунизма в праге

В Праге есть музей коммунизма. Мне захотелось туда попасть, чтобы понять, как чехи относятся к своему тоталитарному прошлому. В этом режиме они прожили не так уж и мало, целых пятьдесят лет, с 1948 по 1989 год, но уже более двадцати лет чехи на свободе, для рефлексии срок вполне достаточный.

Музей коммунизма в Праге был открыт в 2001 году при финансовой поддержке немецкого предпринимателя Глена Спикера. Музей оказался совершенно не таким, каким я ожидала его увидеть. Здесь нет традиционных для исторического музея залов, в которых экспонаты выставляются в соответствии с тематикой и эпохой.

Экспозиция музея разделена на три блока.

музей коммунизма в праге

Первый блок – это школьный класс коммунистических времен, наполненный пропагандистскими материалами, картинками и плакатами, прославляющими светлое коммунистическое будущее, наполненными оптимистическими лозунгами и призывами.

музей коммунизма в праге фото

музей коммунизма в праге чехия

Второй блок – это жестокая атрибутика тоталитарного режима, включая комнату пыток для политзаключенных и комнату следователя госбезопасности.

музей коммунизма в праге

музей коммунизма в чехии прага

Третий блок полностью посвящен чешской бархатной революции 1989 года.

музей коммунизма в чехии экспозиции

музей коммунизма в праге

Экспозицию музея вряд ли можно назвать познавательной, информативной или обучающей. Школьникам здесь явно делать нечего. У меня же музей вызвал злобу.

музей коммунизма в праге плакаты

Вместо традиционной шильды с часами работы музей коммунизма на улице Пршикоп встречает матрешкой со зверским оскалом вместо улыбки.

музей коммунизма в праге чехия плакаты

Дальше развешены плакаты, на которых изображен Ленин с серьгой и прической панка, олимпийский мишка с автоматом Калашникова и много-много всего такого, что должно, по идее, демифологизировать, развенчать и сделать нестрашной эпоху, которую чехи называют коммунизмом.

почему чехи не любят русских

Под стать оскаленной матрешке и здешний сувенирный магазин. Тут соответствующие открытки, медали, эмблемы, свечки «Ильич». Я вспоминаю конец 90-х, когда на наших блошиных рынках продавали военную форму, медали, плакаты с чем-то подобным. К чему это сейчас, в 2010-х? Это уже даже не кич.

Обычная пошлятина, рассчитанная не на самых интеллигентных туристов. Злобу вызвало другое. Демифологизируя одно, мифологизируется другое. Почему наша русская символика попала в поле внимания? Почему матрешка, почему олимпийский мишка, почему Ленин, наконец, почему русская, а не чешская атрибутика подверглась глумлению? И вот стоя посреди тупых сувениров, я испытывала такое чувство, которое описал Пушкин: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство».

Да, конечно, «человечество смеясь расстается со своим прошлым». Правильный ли это путь – не знаю. Вряд ли он подходит моему деду, отсидевшему по 58 статье, или моей бабушке, которая до конца своей жизни боялась рассказывать о послевоенном времени и обсуждать какие-либо политические вопросы. А ведь таких, кто сгинул в лагерях, у кого расстреляли родных и близких, кто прожил свою жизнь в страхе, миллионы.

Смотреть в музее коммунизма русскому человеку — нечего. Но зато музей позволяет понять, что чехи, которые не сильно углубляются в исторические знания, воспринимают нас как матрешек с оскалами и мишек с автоматами. Мы для них не то, чтобы коммунистический символ, в нас видят угрозу. Угрозу того, что вот мы, русские, захотим и все обернем вспять. Чехи не углубляются в наши проблемы, наше настоящее, не хотят понимать, что мы сами жертвы режима, от которого до конца еще не избавились. Каждому из нас придется теперь нести историческую вину.

музей коммунизма в чехии


About Мария

Друзья, присоединяйтесь к нам! Если вам понравилось то, что вы читали на нашем блоге, то почему бы вам не подписаться на наши обновления в RSS - Вконтакте - Твиттер - Фейсбук. Ведь человек любопытен, а мы будем и дальше рассказывать, как многообразен мир и неоднозначна жизнь.

Подписаться

✔ Забронировать дешевые авиабилеты
✔ Забронировать дешевые отели
✔Забронировать квартиру и получить скидку 25$
✔Найти удаленную работу и жить путешествуя

Комментарии:

115 Responses to Русских в Праге не любят. Русских в Праге судят.

  1. Елена 06.02.2014 at 11:43 #

    Ну в определенных кругах есть такие моменты, но мой муж работает с чехами, некоторые из них бывали у нас дома в Санкт-Петербурге, мы когда были в Праге встречались с ними, никакого презрения или негативного отношения к нам, как русским проявлено не было. В туристических местах Праги почти везде разговаривают по русски, меню на русском языке есть, даже смотрительницы музеев давали пояснения нам на русском языке. В музее коммунизма не были, но плакатики с зубастыми матрешками сфотографировали.

    [Ответить]

  2. Мария 06.02.2014 at 12:40 #

    Соглашусь, конечно, что специфическое отношение к русским не повсеместно. Интеллигентные чехи, по крайней мере, явно своего отношения не демонстрируют. Но нас не любят. Особенно это чувствуется в пражских районах подальше от центра и в чешских нетуристических районах. Там это даже не скрывается.

    [Ответить]

  3. Ольга 06.02.2014 at 13:56 #

    Мне кажется, русского человека нигде не любят. В Европе деньги, вот их и обожают повсеместно.
    Даже в том же Египте отдадут предпочтение какому-нибудь немцу.
    Все, конечно, относительно и зависит от людей, но в общем оно так.
    Лучше всего вообще к этим буржуям не ездить и не портить себе отдых. Помимо высокомерной Европы полно стран на ближнем востоке(тот же Египет, как никак, а атмосфера не сравненная), та же экзотичная Азия, на крайняк Африка черная-и там можно чего увидеть и не чувствовать себя неудовлетворенно, заплатив онромные деньги.
    Саасибо за интересную статью.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Если быть откровенной, то я абсолютно с Вами согласна. Ближний Восток я очень люблю, там чувствуешь себя увереннее, действительно, в гостях и хозяин тебе рад. Там люди добрее, мне так кажется. В Европе рано или поздно дадут понять, что ты человек второго сорта. Личные отношения не в счет, они на то и личные, а в целом — гордо заявить: «Я русский», где-нибудь на пражской улице или в берлинском кафе не прокатит. Сколько со мной таких случаев было! В Берлине какие-то щенки лет по 17 на картавом русском стояли у меня за спиной и хихикали: «Русские — дураки». Именно, что щенки, которые ничего не знают и не понимают, но они унюхали общее отношение к нам — и вперед. Не хочу в Европу. Я там тоже себя чувствую некомфортно.

    [Ответить]

    Ольга Reply:

    Да вообще чем южнее, солнечней и ’азиатней’ страна, тем там приятней жить.
    Холодно им, вот и бесятся 🙂
    Опять же Египет… намного ж приятней слышать комплименты и улыбки, чем Равнодушие, которое Можно в той же России получить. Вот только тут все свои.
    А в новой стране интересно не только на здания и однотипные невысокие домики смотреть, но и общаться с аборигенами..хоть чуть чуть)

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Истинная правда. Общение — это главное удовольствие любого путешествия. А если проведена демаркационная линия, то в такую страну не хочется.

    [Ответить]

    Сорин Reply:

    Чехи буржуи? Хваставство и демонстрация достатка как у русских у них презирается и высмеивается.

    [Ответить]

  4. Независимый 06.02.2014 at 22:27 #

    Россия утратила статус сверхдержавы,а потому можно показывать русским кукиш не только в кармане…Вольно бывшим нашим братьям по соцлагерю пинать мертвого льва.Многие из них имеют работу благодаря русским туристам и русских же открыто или тайно презирают .С подобным я сталкивался в Болгарии и Хорватии. А вот в Греции отношение к нам вполне дружелюбное. Впрочем,люди есть люди: на кого нарвешься.Хоть в Чехии, хоть в Германии,хоть в Египте…А Вам спасибо за интересные заметки

    [Ответить]

  5. Не важно 07.02.2014 at 00:32 #

    Спасибо что подняла — эту тему !!! просто в группах не могу,вам сказать Спасибо!

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Спасибо, что услышали меня. В некоторых группах меня закидали тухлыми яйцами, как это я посмела против чехов выступить да за русских пьяниц заступилась. А ведь в самом деле, дошло уже до того, что приезжая в Европу мы стесняемся, что мы русские, стесняемся каждую официантку и продавщицу. Стесняемся друг друга поприветствовать на чужой земле. Радуемся насмешкам над нашей символикой. Разве не видно невооруженным глазом, что оскаленная матрешка — это как по Фрейду, сублимация. За державу, черт возьми, обидно.

    [Ответить]

    Наталья Reply:

    Русские — не пьяницы! Не поддерживайте мифы!

    [Ответить]

  6. Галина Лукас 10.02.2014 at 12:36 #

    Потрясающая статья. Спасибо за столь глубокий анализ проблемы.
    Спасибо, что предупредили. Буду знать, что и их любить не надо.
    Я вот всего этого не знала, но по непонятным для меня причинам я никак не выберусь в эту хваленую Европу в целом, и в эту хваленую Прагу в частности.
    Видимо что-то такое ощущала внутренне.
    Я очень не люблю, когда вот так беспричинно, ущербно, глумливо кого-то «не любит».
    Фу! Гадость.
    А мы тоже хороши. Воспеваем чуждое, свое не знаем и знать не хотим. И не любим.
    Кто ж нас будет любит, когда сами так же поступаем??

    [Ответить]

  7. Димаш 16.02.2014 at 12:20 #

    Честно сказать-такое трудно понять со стороны братского славянского народа. Как ни крути, Россия всегда была на стороне славян и вступалась за них, когда они были в составе Австро-Венгрии и Германской империи. И освободила от фашистского рабства в 1945 году. Что же они не предъявляют претензий немцам и австрийцам-7 веков были под их гнетом. Господами были немцы, а чехи добывали им хлеб насущный. До 19 века даже язык /чешский/ не функционировал, напрочь был забит немецким и забыт. Благодаря СССР Чехия вернула свои исторические земли /Судетская область/. Видимо, это свойство рабов, что были у немцев /сюда отношу и Прибалтику/, любить своих господ, что гробили их.
    P.S. Сам я не русский по национальности /лицо азиатской национальности/.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    А эта тенденция наблюдается повсеместно, не только в Прибалтике, но и на Украине, в Болгарии и даже в Белоруссии в определенных кругах. Трудно сказать, в чем природа этого негатива. Россия с давних времен защищала кого от турок, кого от поляков, кого от немцев, сколько людей и денег на «братские народы» потрачено — не перечесть. Неблагодарность — это, вы правы, черта рабов. Никто ведь из этих стран, по сути, не живет независимо по-настоящему. Каждый ищет, кому кланяться, каждых ищет богатого хозяина. Вместо России выбрали себе Евросоюз. Посмотрим, будет ли им лучше. Болгарам стало намного горше.

    [Ответить]

  8. Юлия 19.02.2014 at 17:32 #

    Я была в Праге этой осенью. Мне очень понравилось. Действительно очень красивый город. Когда я зашла в кафе, то говорила по русски. Меня очень хорошо обслужили, официанты были приветливы, так как я не очень хорошо говорю по английски, поверьте официанту пришлось потрудиться чтобы понять меня и помочь мне выбрать желаемое блюдо). На улице я часто спрашивала дорогу и всё очень приветливо отвечали. Один парень даже гордо сказал, что он знает русское слово «Привет». Так что, я думаю, везде есть хорошие и не очень люди и это кому как повезёт (на кого наткнутся)

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Да, туристов чаще всего принимают доброжелательно. Но бывают разные случаи, особенно если оказываешься в незнакомой стране более недели. Многие вещи видишь глубже.

    [Ответить]

  9. Юлия 23.02.2014 at 02:08 #

    Ф.М. Достоевский. Дневник 1877 г.
    Именно, это второе состоит в том, что, по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому,— не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и
    защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет,— у них характер в этом смысле как у всех,— а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени»…
    И там еще много интересного. Федор Михайлович, как в воду глядел.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Как здорово, что вы вспомнили «Дневник писателя». Федор Михайлович — умнейший человек. Действительно, порой поражаешься, насколько провидческими являются его выводы. С этой статьей о войне на Балканах не поспоришь. Горько читать эти строчки сегодня, когда каждое его слово подтвердилось.

    [Ответить]

  10. Галина 24.02.2014 at 00:06 #

    За братушек-славян в Болгарии Россия положила 500 тысяч своих солдат.Достоевского слышать не хотели ни либералы, ни консерваторы.Жертвы русских «за други своя» братья-славяне с готовностью принимают,а потом русских же,мягко говоря,презирают за их жертвы.Только и остается ,что Достоевского вспоминать…

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Есть и другой выход — Солженицынский: избавиться от подбрюшья. Пускай себе сами свои проблемы решают.

    [Ответить]

    Leon Reply:

    Я — от того как раз того народа, за который ви пишете. Для вас ситуация будет не понять, потому что вы учите историю за рускими книгами, в которых ситуация подана только с одной стороны — руской.
    У вас не пишут, что на Берлинской конференции, где собрались великие силы, Руссия вернула себе флот и укрепления в Черном мореи сделала все уступки по Болгария, которую поделили и юг дали османам. Что болгарскую делегацию не пустили на заседание, а руские ничего не имели против, что серби в 1885 год начали война против Болгария и русские их подкрепили, и позвали все руские офицери из болгарски армия.

    Британия освободила от османов Гърция, лорд Байрон погиб там, они не ждать что Гърция их любить все время.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Да, кое в чем Вы правы. Балканы всегда был кипящий котел, но в то же время не забывайте Шипку.

    [Ответить]

    Leonid Reply:

    Возможно вы помните какие то вещи в истории, которые посчитали для себя унизительными и это задевает самолюбие. Но пол миллиона погибших за Болгарию русских неизмеримо перевешивают все эти не очень важные вещи, которые (я в этом убежден) нашли бы достойное объяснение и с другой (российской) стороны. Сколько погибло в Чехословакии!!! В Польше только 600000. А может и не нужно было их спасать…поляков. Остановить войска у Польских границ и пусть немцы их в концлагерях гнобят?! Часто думаю об этом. Вот немцы уничтожили 30 000 000 русских, а мы им это практически не помним, по возможности дружим. И все-таки не следует стараться всех спасать…дело это не благодарное. Нужно себя любить, своих любить, за своих переживать, своих СПАСАТЬ

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Интересно вы поставили вопрос. А ведь в самом деле, как бы повернулась история всех этих стран, если бы Россия не была обременена долгом их спасать? Но все сложилось так, как сложилось. Думаю, Россия урок уже усвоила.

    [Ответить]

  11. Михаил 04.04.2014 at 11:35 #

    А может ли русский в России с гордостью сказать: » Я русский!». Не презираем ли мы сами свою страну, есть ли в нас настоящая гордость за свою культуру???

    [Ответить]

    Мария Reply:

    По разному бывает, к сожалению. Но есть люди, для которых слово «Отечество» не пустой звук. А галломания — это всегда было проблемой для людей малообразованных.

    [Ответить]

    Татьяна Reply:

    да!!! то что я Русская и эта самую гордость за Россию ,осознанная впервые у меня появилась во Франции.. И у кого есть сомнения в этом ,тот не русский( перефраз классика)

    [Ответить]

  12. Дмитрий 11.04.2014 at 02:21 #

    Сейчас Россия показала всему миру своё настоящее лицо. И оскал матрёшки, как нельзя лучше, это истиное обличье путинской РФ отражает. Слава Украине!

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Украине, конечно, слава, но не нынешней — националистической, коррумпированной, с глупой и озлобленной властью оголтелых олигархов и нищими, униженными людьми. И слава Украине за то, что в этих условиях народ всему этому безобразию все-таки противостоит. Но за помощью-то он обращается именно к России. И сегодня Россия не оскал матрешки показала всему миру, а преподнесла урок демократии и гуманизма. Посмотрим, сынку, помогут ли тебе твои ляхи.

    [Ответить]

    Татьяна Reply:

    трус и нацик..больше нечего сказать(((

    [Ответить]

  13. Татьяна 06.05.2014 at 00:00 #

    Очень понравилась статья. Отражает и мои чувства тоже. Прекрасный город. Но не любовь чувствуется..может и не с первого раза,но это есть. Я бы не хотела жить в Праге…И кстати про Европу, мне например очень комфортно в Испании.. и на испанских островах.. Я не чувствую никакого негатива… Потому что турист, это турист..Это не национальность.. Да и в той же Германии не могу сказать, что мне комфортно,но недружелюбности я не наблюдала… Автору еще раз спасибо!

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Испания, Италия — они нам ментально ближе, и, действительно, там не возникает никаких нюансов. А вот в Германии со мной случился отвратительный случай, когда в кафе, услышав нашу речь, сопливые девчонки принялись крутить нам из-за спины фиги и приговаривать на ломаннейшем русском:»Русские — дураки». Не будешь же вступать с подростками в дискуссию, но осадочек-то остался. Откуда-то они этого набрались.

    [Ответить]

  14. Людмила 10.05.2014 at 01:13 #

    Бедная, бедная, Мария! Как же она переживает, что какие-то чехи нас не любят! Чехи, которые покорились Гитлеру и всей своей промышленностью помогали ему воевать с Советской Россией! На мнение этих пигмеев о великом народе, русском народе разных национальностей, наплевать! Да, Прага красивый город. Но это всё, чем чехи могут гордиться, кроме команды по хоккею. А вы, Мария? Разве вам нечем гордиться? Разве в России нет городов, равным по красоте Праге? А комплексы чехов — это комплексы малых народов, которые никогда не были свободными. Они всегда лижут того, под протекторатом кого находятся. Сейчас они любят США и ненавидят Россию. Но всё ещё может измениться.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Людмила, переживаю. На самом деле, я абсолютно разделяю Ваше мнение, но высказаться по поводу «комплексов» малых народов просто не посмела, дабы не оскорблять ничьих национальных чувств. Но здесь, в комментариях, люди уже все сказали, и многие добавили вместо меня то, что я подспудно имела в виду. Хотя много было и таких, кто готовы были на меня наброситься, защищая чехов. Этот парадокс существует.

    [Ответить]

    Константин Reply:

    Вы, Людмила, видимо в Чехии не были ни дня!!! Чехи ненавидят Америку, все что с ней связано. В 99% проблем в мире они упрекают Штаты. Нет целью хвалить Чехию, но эти, как Вы выразились «какие-то чехи», производят огромное количество товаров, это и стекло и пиво, и автомобили, и вагоны метро, обрудование лифтов, тяжелая промышленность, трикотаж и т.д. Все это экспортируется по всему миру… При этом здесь 10 млн. населения — меньше Москвы. Что касается Великой Отечественной Войны — в чем-то Вы правы, они действительно производили вооружение для Германии, но делали это не пособственной воле. Они были в окупации. Почитайте пожалуйста — сколько Гитлер здесь уничтожил евреев, какой был террор. А убийство Рейнхарда Гейдриха? — Вы немного почитайте — потом пишите про пигмеев. И в заключение, в Праге на Ольшанском кладбище есть большой мемориал нашим освободителям, здесь похоронены наши солдаты и офицеры — так вот он ухожен лучше, чем многие такие мемориалы в России.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Константин, спасибо за Ваш комментарий. Вы совершенно правы в том, что называть чехов, как, впрочем, и любую другую нацию, пигмеями не стоит. У чехов есть, чему поучиться, и есть, за что их уважать. И тем не менее, факт остается фактом. Европа ощетинилась против русских, начиная с немцев и кончая «братьями»-болгарами. Если раньше это как-то можно было понять: соцлагерь, железный занавес и все такое, то теперь, когда социализм мы как бы победили и антагонизма вроде бы быть не должно, к нам все равно относятся как к неполноценной, но страшной стране. Это отправная точка. А на обывательском уровне приходится сталкиваться с насмешками, высокомерием, явным или неявным. Это повсеместно, так или иначе это проявляется. Ну а мы в ответ, как дети, тоже бессознательно пытаемся как-то защищаться, что зачастую проявляется в уродливых формах. Но опять же, не все грешат купеческими замашками. Большинство из тех, кто навещает Европу, люди образованные и интеллигентные. Но почему тогда самый активный поисковый запрос на Яндексе: «русских в праге не любят» или «за что чехи не любят русских». Это значит, что подобный вопрос беспокоит очень многих, а это уже тенденция.

    [Ответить]

  15. Ольга 21.05.2014 at 02:23 #

    Прочитала статью и все комментарии и хочу сказать что двоякое впечатление… Я отдыхала в Праге летом 2013 и ни разу не почувствовала какого то негатива в свой адрес,в ресторанах обслуживали прекрасно,так же чехи вежливо отвечали на все вопросы если мы к ним обращались. Город безумно красивый,влюбляешься в него безоглядно.Раздражали только немцы,но это отдельный разговор) А чехи лично мне показались вежливыми,спокойными и довольными жизнью людьми,чего не скажешь о нас…нас не любят? ну это наверное как себя вести в гостях,видела русских идиотов лезущих пьяными во Влтаву лебедей руками хватать,знаете ли стыдно было в тот момент что я русская. Если бы была хоть малейшая возможность с удовольствием уехала бы жить в эту прекрасную страну!!! прежде чем говорить о том что не любят нас,научитесь любить других людей! Гордо сказать что ты русский?? А чем простите Вы гордитесь? Уж не тем ли что наши старики по помойкам бутылки собирают? или тем что в стране мужики спиваются,а женщины растят детей и работают на 3-4 работах? тем что правительство в этой стране платит детское пособие 200 руб!!! Повышайте граждане рождаемость-а детские сады,школы и услуги ЖКХ растут каждый месяц…и т . д…За что Вас пробирает гордость??? Чехи могут гордиться только Прагой?? Дак Вы там и не были тогда ! Чехи могут гордиться тем,что умеют любить свою страну,бережно в отличии от нас хранить историю и архитектуру своей страны,и хотя бы тем что живут благополучно и создали в своей стране пусть даже для себя комфорт,уют,благополучие,высокий уровень жизни.А нас там любить не ОБЯЗАНЫ !!! Вы туда едите,так завоюйте эту любовь и уважение.И НИКТО ВАМ ТАМ НИЧЕМ НЕ ОБЯЗАН !!! А в Египте Вам комфортно потому что вылизывают Вас там за ваши деньги недалекие,необразованные люди,которые ничего не умеют и понимают что только этим могут заработать себе на жизнь,и зарабатывают ….тихо Вас ненавидя))

    [Ответить]

    Мария Reply:

    От ваших слов у меня тоже двоякое впечатление. Наши, конечно, порой ведут себя отвратительно. Но это частность. Суть в другом. Вы сейчас перечислили целую кучу социальных обид, которые перевешивают все на свете. И, прежде всего, свое национальное достоинство: если Европа, то она, по определению, лучше России; если европеец, то он, по определению, выше русского. Что ж, порадуемся за чехов. Как у них все замечательно, какие они все молодцы, давайте будем их защищать от малейшего сомнения в обратном. Это так и надо, это правильно: БЕЙ СВОИХ, ЧТОБ ЧУЖИЕ БОЯЛИСЬ.

    [Ответить]

  16. Константин 21.05.2014 at 14:23 #

    Добрый день! Живу в Чехии 7 лет. Из них половину прожил в маленьком горнолыжном поселке на границе с Польшей, вторую в Праге. Я ни разу не столкнулся здесь с плохим отношением ко мне или моим близким. Дети ходят в обычную чешскую школу, дочь избрана чехами старостой класса, с сыном дружат все одноклассники и постоянно у нас в гостях. К дочери приезжают и старые одноклассницы из школы в поселке. Родители чешских детей — берут и наших, вместе со своими, на различные поездки на выходных и т.д. Я вообще не чувствую разницы в отношении ко мне здесь и в России. Я довольно часто слышу мнение, что к нам относятся не очень. Ни в коем случае, я не хочу обидеть автора, но подробнее расспросив людей при каких обстоятельствах чехи относились к ним плохо, выясняем — в ресторанах наши любят показать себя, покричать, позазывать официанта разными жестами (что в Европе вообще не принято). Один раз был свидетелем такого случая — довольно обеспеченная русская женщина кричала (в прямом смысле слова) на чешку-продавца в магазине, за то что она не знает русский! Наша соплеменница очень быстро говорила по-русски, продавец ее не понимала и та ОРАЛА на нее, что в Прагу приезжает много русских, что они платят деньги, что нужно учить русский…. Как Вы думаете после такого обращения эта продавщица будет нас любить? Я думаю так — к тебе относятся всегда ровно так, как ты относишься к окружающим.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Я не спорю, что открытого антагонизма в Чехии нет. И соглашусь, что дурное воспитание и купеческие замашки у нас присутствуют и что любим мы продемонстрировать все это за границей, ибо дома зрителей на подобный спектакль вряд ли найдется. Соглашусь и с тем, что дружбу и взаимопонимание с иностранцами найти можно, если это касается конкретных людей. Но я имела в виду общую тенденцию — нас не любят, считают какой-то низшей расой. Чехи будут дружелюбны к конкретному русскому, а если поинтересоваться об отношении к русским вообще, к России как к стране — ответ будет однозначным. И это, однако, обидно.

    [Ответить]

    Евгений Reply:

    Константин, я вчера был туристом в Праге (я и сейчас тут, но утром улетаю).
    Пример: сажусь в такси, спрашиваю, «Hello, do you speak English» — ответ отрицательный. Чтобы хоть как-то общаться, спрашиваю, «maybe russian?» — отвечает, «ну… не очень». Называю адрес — дом на площади Вацлава. Он довёз до площади и говорит «приехали». Мне не лень было пройти 5 минут до нужного здания, но он бы доехал за минуту, а я очень торопился.
    Вот за что он ко мне так относится? Разве я настаивал на общении на русском? Разве я ему хамил? Разве я,в конце концов, танки в Прагу вводил? Откуда ненависть?
    Я в Праге 1 день и чешский изучить не успел — общался со многими чехами по необходимости. Почти все, кто из-за своего незнания английского (и моего незнания чешского) слышали мой вопрос о русском как варианте — делали недовольный взгляд. За что? Выучите английский, я и сам стараюсь не говорить на русском в Праге — я читал историю. Но если ни того, ни другого — учить чешский, чтобы прогуляться по Праге туристом?
    Я и сам ненавижу русских, и есть за что, но когда новый человек разговаривает со мной, я всегда начинаю с вежливости — а вдруг он не быдлоид? Предвзятое отношение — вот что расстраивает со стороны чехов.
    Ненавидеть за события история — это глупо. Я вот очень уважаю немцев, например — их предки где-то ошиблись, но все люди склонны ошибаться и мне смешно даже думать о каком-то предвзятом отношении к немцам. Мы помним уроки истории, но и они — тоже.
    Почему же чехи думают, что русские не сожалеют о танках в Праге? Эту ошибку допустило не наше поколение (мне 31), за что я должен стыдиться?

    Архитектура Праги великолепна. Я живу в Санкт Петербурге и готов признать, что архитектура Праги намного, намного красивее. Однако впечатления от самих жителей сильно подпорчены фактом предвзятого отношения к русским.

    Хотя, было исключение — в ресторане у Карлова моста (с западной стороны) официант, услышав, как я общаюсь с сыном на русском (с официантом я общался на английском), предложил меню на русском и в дальнейшем выполнял свою работу очень хорошо. За что получил искреннюю благодарность — всего лишь за отсутствие предвзятого отношения.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    А это исключение потому и исключение, что кафе оказалось в туристической зоне. Здесь работа с туристами, и ее делают хорошо. А вот если свернуть куда-нибудь в сторону — опять появятся те, кто русских не любит даже не вследствие наличия исторической памяти, а просто по определению. Многие молодые чехи даже не в курсе про 68 год, но презирать русских становится признаком хорошего тона. И никто уже не разбирается в степени вины друг перед другом. Мы для них на том же месте, что румыны, цыгане или арабы-эмигранты, засоряющие их благополучный и культурный мир своей дикостью и другой ментальностью. Что, однако, неприятно.

    [Ответить]

    ladybloger Reply:

    Ну вот, почитала комментарий и Евгения — и вздохнула с облегчением. 🙂 Хорошие люди есть везде. Есть таксисты, которые не знают английского и вынуждают нас говорить по-русски :), а есть те, кто меню на русском поднесёт.

    Главное, чтобы все оставались в отношениях с другими людьми. Ведь судить надо человека не по национальности, а по его поведению, поступкам. Национальность нам от родителей достаётся. Мы её не выбираем.

    Хотя мне порой и стыдно за своих соотечественников. Но не могу же я их всех перевоспитать. И я не виновата, если кто-то где-то ведёт себя неадекватно.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Да, порой бывает стыдно за конкретного человека. Но за Отечество стыдно не должно быть. Но к сожалению, унижать себя, свою нацию стало последнее время признаком хорошего тона, признаком либеральности. Да, мы такие, какие есть.

    [Ответить]

    ladybloger Reply:

    Это не либеральность. Это — тупость. 🙁

    Я тоже считаю, что нам нечего стесняться своей Родины. У нас замечательная страна. Всегда была, есть и будет замечательная. А какой-то процент уродов найдётся почти в каждой семье.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Я видела пьяных финнов, я видела пьяных немцев, я видела пьяных англичан. Нам до них еще пить и пить. Боюсь, что миф о русских как о дикарях вперед нас летит.

    [Ответить]

    ladybloger Reply:

    Да просто предвзятое отношение увеличивает все недостатки. 🙂 Мы же страшные-престрашные, страшнее не бывает. 🙂 ))

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Бог с ними, с европами. Между прочим, на Ближнем Восток люди более памятливые. Для сравнения. Я точно не помню, что там была за ситуация, но Путин прошлым летом какие-то денюжки египтянам не то обещал, не то дал. Не в этом дело. Но он поддержал страну, которая находилась в состоянии гражданской войны прошлым летом. Так вот там каждый, от простого лавочника и уборщика до каирского преподавателя выражали благодарность и Путину, и России, ну и мне, как представителю нашей страны. А потом еще с удовольствием начинали припоминать давнюю дружбу советских времен: и строительство Суэца, и учебу по обмену, и много чего. Кто бы из европейцев вспомнил нашу помощь и нашу дружбу. А сирийцы? Они события царских времен еще вспоминают. Сирию уберегли от крупномасштабных боевых действий не без участия Путина, так они русский язык в благодарность в школах ввели. Надо пост про это написать, потому что меня многие люди с этой прагой не поняли. Просто я видела совсем другое.

    [Ответить]

    Мария Анашина Reply:

    Позволю себе вклиниться в ветку. Мне кажется, здесь дело вот в чем: западное сознание более индивидуалистично, а восточное — общинное (разумеется, все с известной степенью обобщения). Поэтому с точки зрения европейца — за что благодарить русского? Что конкретно этот русский сделал ему, не более. То, что было в каком-то там лохматом году — да какая разница среднестатистическому бюргеру. Другое дело человек восточной (а лучше сказать, более традиционной, культуры). Он мыслит категориями государства, общества. Да, Россия лично ему могла ничего не сделать. Но она сделала многое для его предков, для его страны.
    Мы в этом отношении занимаем уникальное положение. По культуре мы, конечно, ближе Европе. Но по своему менталитету мы более традиционны, лишь небольшая часть нашего общества принадлежит постмодерну. А Европа — это постмодерн.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Пожалуй, что так оно и есть. Протестантизм европейский никак не вяжется с нашей православной ментальностью. У нас же как? — Не ищи себе благ земных. У немцев с точностью до наоборот. Если ты беден, то ты ленив и потому не угоден Богу. Они даже в церкви сидят и носки вяжут. Работа и приобретение благ — это принцип той цивилизации. Я упрощаю, конечно. Но это тот самый корень различий. Плюс, да, община. Князь-то Владимир очень в свое время колебался между греческим православием и мусульманством. Если бы не русская традиция общей чаши, то все могло бы быть иначе, и мы бы сегодня на Европу даже и не глядели.

    Зинаида Reply:

    Ох, наконец-то кто-то озвучил эту мысль. Я давно пришла к выводу, что русские сами придумали о себе мифы. Потому что побывав в нескольких странах не встречала ни одного случая, чтобы русский позорил свою нацию. Я была в Египте, в русском отеле — все было прилично до безумия.
    А вот немцы меня всегда поражали и не только меня. Опять-таки же было бы глупо говорить о всех немцах одинаково.
    Я сама была в Праге. Никакого негатива.
    Кстати, родителям также говорили про венгров, когда они собирались в Венгрию. Что венгры не любят русских. Родители были после поездки в недоумении. С мамой моей один венгр бросился знакомится. Говорил, что учился в России, любит ее.
    Опять-таки же как здесь уже озвучили — как вы относитесь к людям так и они будут относится к вам.
    Улыбайтесь чаще и люди потянуться к вам.

    [Ответить]

  17. Ольга 21.05.2014 at 14:48 #

    Да нет ,Мария,я не говорю что европеец лучше русского по определению…Я о том,что у нас какая то навязчивая идея что нас все должны любить!!! Да никто нам ничего не должен !Научимся давайте сначала любить себя сами…Я думаю ни одному чеху не придет в голову ни на одном из соборов написать как это повсеместно у нас «ЗДЕСЬ БЫЛ ВАСЯ !!!». У нас много великих людей,много ученых и поэтов которыми зачитывается Европа,но у нас есть обратная сторона медали НЕВОСПИТАННОСТЬ ! А социальные минусы,это очень большая наша беда..,Вам не стыдно за уровень жизни людей которые принесли нам Великую победу?? Вы думаете так должны жить наши ветераны? Нет,я не унижаю русских,я сама русская,просто каждому из нас нужно начать с себя,с малого хотя бы,научить своих детей любить Родину,уважать стариков,а мы же их любыми способами пытаемся выпихнуть из страны опять таки в Европу)) Мы с сыном 9мая ходили по парку и просто дарили цветы абсолютно незнакомым ветеранам с благодарностью за их подвиг…и я видела эти неподдельные слезы в их глазах,и слышала слова: спасибо деточка за то что помнишь и благодарна,и за сына спасибо который знает что мы еще есть.Я все это к тому,что давайте начнем уважать себя,и тогда другие быть может начнут уважать нас…А в Чехии есть такая традиция:не важно кто ты по национальности,если ты умер на их земле,то на надгробии пишется здесь обрел родину Михайлов Алексей Иванович… сама видела своими глазами это надгробие,и у меня был шок!!! И это более любых слов говорит о том что такая нация не может быть плохой,чужой,злой и т.д как Вы пытаетесь это описать…Это прекрасная страна с прекрасной культурой и архитектурой,везде есть не очень доброжелательные люди,это человеческий фактор…

    [Ответить]

    Мария Reply:

    То, что у нас много негативного в собственной стране и в собственных национальных особенностях, спорить глупо.

    [Ответить]

  18. Мария Анашина 04.07.2014 at 12:44 #

    Я была в Праге давно, в середине 90-х, в студенческие годы. Причем долго — почти месяц. В отличие от Братиславы, где мы были перед этим, в Праге отношение к русским было значительно хуже.
    Лично я не понимаю эту ненависть, которая охватила бывшие соцстраны Восточной Европы. В конце концов, инакомыслящих преследовали их, а не наши спецслужбы. Но так всегда приятно свалить все свои ошибки на другого!

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Да, очень обидно сознавать, что все хорошее, связывающее нас, неблагодарно забыто. Меня и другой момент волнует. Многие люди, скажи им про эту конфронтацию, бросаются защищать с пеной у рта европейцев, и чехов с поляками, в частности. А эта защита переходит в злобу к своей России. Вот и вспомнишь фонвизинского «Бригадира», где один из персонажей говорил: «Я был в Париже, и теперь чувствую себя совершенно французом. Тело мое живет в России, а сердцем я принадлежу короне французской». Прям-таки готовы откреститься от своего русского происхождения.

    [Ответить]

    TURIST Reply:

    Кучка негодяев, предающих интересы своего народа найдется в любой стране, но ведь за спиной их спецслужб стояла мощь нашей страны!

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Ага, и они этой мощью очень успешно пользовались.

    [Ответить]

  19. Aleksys.Bdfy 05.07.2014 at 19:04 #

    Я в Праге не отдыхал, но моя соседка со своим мужем отдыхала в Праге.Так они отдыхали в Крыму, то если сравнять, то это небо и земля. Они нам советовали, никуда не ехать только в Прагу. Там есть все для отдыха. Персонал к отдыхающим относится лучше не надо. Да русские иногда ведут себя не так, как надо, они привыкли к европейцам, но они очень в вежливой форме объясняют.Поэтому мы готовимся там отдыхать.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    В Прагу обычно на экскурсии приезжают. Прага — это город-музей. Если отдыхать в хорошем отеле с заботливым персоналом, то стоило бы рассмотреть какое-то другое место рядом с пляжем.

    [Ответить]

  20. наталья 14.07.2014 at 18:30 #

    Добрый день! Всем советую посетить Прагу.Мы семьёй отправились в Прагу «дикарями» Отель бронировали через интернет перед самым вылетом.Прилетели -поселились в оделе и в перед экскурсии по городу , доче очень понравилась экскурсия на вертолет Прага с высоты птичего полета, это просто незабываемо!
    У меня после таких роскошных видов Прага прямо в сердце застряла!
    Город, куда хочется возвращаться снова и снова.
    Прага очаровывает с первого взгляда, а второй, более пристальный взгляд позволяет открыть для себя в ней множество удивительных мелочей.
    В скором времени опять полетим туда всей семьей.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Очень хорошо, что отдых удался. Но кроме Праги есть еще и другие интересные города и страны. Нужно и их посмотреть, а вдруг будел лучше?

    [Ответить]

  21. ladybloger 15.07.2014 at 14:35 #

    «Оккупация, коммунизм, русские танки 1968 года».. Во жуть-то! Но в 1968 году меня лично ещё не было на свете — это раз. Во-вторых, я как бы и не совсем русская, хотя и россиянка. Мне кажется, дуться на людей, которые потомки каких-то там якобы оккупантов — это не очень хорошо. Ущербная и какая-то тупая жестокость…

    По такому принципу, россияне должны ненавидеть немцев, французов… кого там ещё… Ну, кто там с нами воевал? Приходил со своими фашистскими лозунгами?.. ну, румыны были фашистами, болгары… Нам их что, всех ненавидеть? А ведь какие зверства творили на нашей земле…

    А мы-то добрые, любим всех… Всё помним, и прощаем… Ну а иначе ведь просто от обид и ненависти лопнуть можно.

    Да и вообще — историю можно не любить, не ценить, не уважать. Но — изменить-то её нельзя! И это точно не в наших силах, мы — не «оккупанты», мы — просто их потомки. Благодарные или неблагодарные — это уже другое дело.

    Но Прагу я всё равно люблю! 🙂 Просто вам не повезло с конкретными официантами. Люди же везде разные!

    А вообще грустно, что помнят только плохое… Но ведь было же и хорошее! Хотя бы одно то, что от фашизма спасли — дорогого стоит. Цена — жизнь наших людей. Не только русских, кстати. Гибли на войне и украинцы, и калмыки, и татары. А сейчас всю историю превратили в сплошную грязь… Омерзительно просто!

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Все верно. И в Чехии люди разные, и в России. Но музей — я не ожидала такого местечкового и провинциального уровня. Недостойно это страны, где творил Кафка. О тоталитаризме он все сказал. А вот читают ли чехи Кафку — вопрос.

    [Ответить]

    ladybloger Reply:

    Кафка — один из моих любимых писателей. Чешский Достоевский. Он — мученик совести. Еврей, который так и не научился ощущать себя чехом. Он писал исключительно по-немецки, хотя отлично знал чешский. Но, конечно, когда он прославился на весь мир (уже после смерти) чехи признали его великим чешским писателем.

    Вот тоже судьба. Но разве этот сверхчувствительный человек был виноват, что родился евреем?

    Для того, чтобы читать Кафку — надо иметь душу. Желательно — в которую уже кто-то наплевал. Тогда его творчество будет понятнее и ближе.

    Ненавижу весь этот нацизм, расизм и фашизм. Но люблю в людях национальное.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Золотые слова. Национальное я тоже люблю в людях. К сожалению, не все понимают границу между национальным и нацистским. И понимать не хотят.

    [Ответить]

    ladybloger Reply:

    Увы… Они смогут понять это только тогда, когда национальная ненависть коснётся их лично… И будут потом искренне удивляться и возмущаться: а за что?!

    [Ответить]

  22. Мария 17.07.2014 at 00:19 #

    А за примерами далеко ходить не нужно. Русско-украинскую границу перейти достаточно, чтобы насладиться сполна результатами националистической ненависти, которая распространяется уже на своих.

    [Ответить]

  23. сергей 23.07.2014 at 11:31 #

    Да Прага красивейший городок я так хотел снова там побывать
    но видать не судьба в этом году.Значить будем ждать следущий год мене нравится в Праге цветной фонтан и городок забыл как он называется Карловые -Вары если не ошибаюсь.А то что там не любят русских этого увы я не знаю не спрашивал.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Главное, чтобы вы чувствовали себя комфортно в этой стране. Я не призываю не ездить в Чехию, отнюдь. В конце концов мы же туда не выяснять, любят нас или нет, туда приезжаем.

    [Ответить]

  24. Angry tourist 25.07.2014 at 16:52 #

    Меня лично русские туристы напрягают своими скорченными недовольными рожами и тем, что вечно им все не так.
    Ну е мае, почему только эти люди, не умеют ловить момент и хотя бы чуть чуть расслабиться?
    Вечно слышишь это хамство, негатив, гадости, которые про тебя пишут потом на всех веб сайтах. Им все не такое. Отели не такие, рестораны не такие, пиво не такое. А у нас в Маааскве все круче, куда там вашей Праге.
    Сидите блин в своей шикарной Мааскве и не рыпайтесь.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Ежели вы изволите в подобном тоне общаться со своими соотечественниками, вряд ли обретете взаимопонимание и приветливый ответ. И не только москвичи в Чехию катаются, из разных городов туда люди приезжают, и не только пива попить. Может, нам самим стоит к друг другу добрее относиться.

    [Ответить]

  25. TURIST 28.07.2014 at 16:56 #

    Уважаемая Мария!
    Я недавно вернулся из Праги, проведя там неделю. Случайно наткнулся на Ваши заметки, занимаясь поиском какой-то информации. Заметки меня заинтересовали и я вспомнил впечатления знакомых, побывавших там, аналогичные Вашим, и иные впечатления других знакомых (близкие моим собственным) Разные это впечатления, но ведь Прага одна! И у меня возникла следующая мысль — может быть человек за рубежом притягивает к себе явления, людей, отношение того плана и уровня, на который настроено его сознание и подсознание? Об официантах: а в России Вы не сталкивались с хамовитыми и ленивыми, с теми, которые не любят кавказцев, азиатов или просто клиентов? Я за неделю обедов и ужинов в Праге не встретил ни одного такого. Обслуживали быстро, четко, вежливо, хотя я не скрывал, что русский. Поверьте, за неделю обедов и ужинов в России вероятность встречи с нехорошим официантом приближается к 99%.
    Что еще? Вежливый, любезный персонал отеля (AUSTRIA suit), пара эпизодов, один с продавщицей, другой с работником музея, которые тронули тем, что люди оказали мне любезность, явно выходящую за рамки их служебных обязанностей. В музее, который Вас возмутил, я не побывал, не хватило времени, хотя, если доведется побывать в Праге, непременно зайду. Думаю, чехи имеют полное моральное право на зтот музей, думаю, и в России необходим такой музей в надзидание
    возрождающимся славильщикам Иосифа Виссарионовича. Робкие разрозненные экспозиции не в счет.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Естественно, я не претендую на обобщения. Эта статья — бытовая зарисовка всего лишь об одном единственном месте. На самом деле, Прага рождает разные чувства, разные мысли. Я вас понимаю, понимаю, что вы имеете в виду. Поэтому помимо данной статьи на моем блоге есть и иные материалы, посвященные Праге.

    [Ответить]

  26. Данила 30.07.2014 at 14:33 #

    Мария, а пиво, которое Вам принесли как «беженцам» было вкусным? )).
    Собираюсь посетить Прагу осенью. Признаться, прочитав Вашу статью призадумался, но после комментариев подумал, что не все так плохо. Надо ехать!

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Пиво — не знаю, вкусное или нет, потому что я в этом мало что смыслю, особенно после пражской закуски, которую они к пиву подают. Езжайте, Чехия понравится. Я же утрировала ситуацию, чтобы вывести обобщение. А в частности же, там вкусно кормят, сладко поят, а что еще надо?..

    [Ответить]

  27. Данила 31.07.2014 at 06:57 #

    Сегодня утром встречал племянницу в аэропорту. Она как раз прилетела из Праги. Была там месяц по какой-то студенческой программе в рамках своей специальности (туристическое дело). Так я ее всю дорогу «пытал» на предмет отношения к русским. Говорит за весь месяц ни разу не сталкивалась с негативным отношением. Теперь хочет туда вернуться. А из неприятных моментов отмечала только жару и отсутствие моря )).

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Вот-вот, моря нет и жара. Еще один негативный аспект чешского бытия. Но у них зато Карловы вары имеются.

    [Ответить]

  28. Виталий 04.08.2014 at 16:06 #

    Вы вот жалуетесь ,что отношение к Русским в Европе плохое. Не нужно быть агрессором и окупантом.Не навязывать другим странам свою политику. Делать так ,чтобы люди не страдали от Ваших политиков,от войн.Я вот наполовину Русский и Украинец. Мама Русская,папа Украинец.Прожил 8 лет в России.был гражданином России.Сын у меня родился в России.Сестра родная живёт в России. Но когда я приезжаю за границу ,при общении с иностранцами всегда отвечаю ,я Украинец! И отношение ко мне сразу доброжелательное.Потому, что стыдно стало называть себя Русским.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Вам стыдно называть себя русским? А не стыдно перед иностранцами заискивать и в глаза заглядывать? Отступничество и подлость в обмен за печеньки? Помилуйте’ какой же вы русский? Впрочем,придет время вы точно так же оречетесь и от своей украинской крови. Думаю, обсуждать здесь нечего, все ясно и шито белыми нитками.

    [Ответить]

  29. Саша 21.08.2014 at 20:17 #

    В 1968 убили 108, ранили более 500 человек.

    Даже не знаю как к русским будет скоро относиться «братская» Украина — сейчас, в августе 2014, уже убито больше 1000 гражданских. Более 400 военных погибло, до 2000 раненых, и это не конец.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Действительно, это не конец. Будут еще убитые, и война эта будет длиться до тех пор, пока детей Украина воспитывает не на общечеловеческих ценностях, а на ненависти, на националистическом извращении истории и культуры, причем своей же собственной. И русские здесь ни при чем. Украинцы сами себя загнали в угол. Отделились и прибалты, и белорусы, но они свое государство построили, а Украине все должны. Олигархов разве русские на украинский трон возвели? Нет. Русские устроили резню в Донбасе? Тоже нет. Это украинская нацгвардия в своих же людей из града поливает и держит у последней черты.
    Детишки у вас не с нашей подачи хороводы водят вокруг горящего чучела, якобы это Путин, справляя действа типа вуду. Это, господа хорошие, вы сами себе устроили. Себя и вините.

    [Ответить]

    Саша Reply:

    Олигархов разве русские на украинский трон возвели? Нет.
    — Очень им помогали и симпатизировали в обмен на Таможенный союз, невступление в НАТО и российский флот в Крыму. Бывший президент, генпрокурор и министр МВД в России.

    Русские устроили резню в Донбасе? Тоже нет.
    Вы удивитесь, но да. Именно русскими являются все главари ДНР и ЛНР — Стрелков, Борода, Бес. Русские буки грады и ураганы активно работают и цинковый гробы назад разводят по всей России. А сколько их осталось валяться в лесопосадках — не счесть. Но россиянам не привыкать, они всё время с кем-то воюют.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Положим, Таможенный союз формировался уже давно и Украина сама отказалась туда входить. Украина в этом вопросе ничего не решала. Невступление в НАТО? Саша, вы бредите. Никто Украину туда и не брал, ее вообще никуда и никто не брал. А чтобы у Украины соблазна не было американцев в Черное море запустить, Россия свой подарок забрала. Вот и все. Украина слишком возомнила насчет собственной неотразимости. Украина — это не центр мироздания.
    Саша, я не думаю, что это хорошая идея нам с вами тут дискуссию об Украине вести. Я в любом случае буду пытаться вас оспаривать, а вы будете в любом случае мне возражать. Мы не договоримся. Мне искренне жаль, что гибнут люди, что волна ненависти настолько велика, что может накрыть очень многих, и тогда уже не будет ни правых, ни виноватых.

    [Ответить]

    Наталья Reply:

    Господь с вами, Саша, да какие же Стрелков и Бес русские? Они россияне. А еще — внимательно почитайте историю, посмотрите, что сделали именно с русским народом коммунисты с 1917 года.

    [Ответить]

  30. Саша 22.08.2014 at 00:07 #

    А можно про чучело и хороводы с детишками поподробней? Честно, не слышал такого еще. Про то, что детей на глазах у матерей расстреливают слышал, и про то, что к танку женщин привязывают и по городу катают тоже слышал, а про вуду не слышал. Можно ссылку или видео?

    [Ответить]

    Мария Reply:

    https://www.youtube.com/watch?v=Bfe1bnNjwq4
    И чем не вуду?

    [Ответить]

  31. Саша 22.08.2014 at 01:08 #

    Ха, крутое видео. Ну это, просто дурная шутка, это не ритуал. Местный фольклор. Они, между Они, между прочим деньги на площади собирают в поддержку армии Украинской, на войну, которую Путин развязал, так что их понять можно. А Еще любят петь Путин-Хуйло и кто не скачет тот москаль. Но это шутки такие, как анекдоты про евреев, молдаван или таджиков. Это всегда было и в СССР. Вы же смеетесь с Задорнова, когда он про тупых американцев рассказывает. А русская пропаганда обалдела совсем — куклы вуду.

    ЖУТКОЕ УБИЙСТВО — КАРАТЕЛИ, РАСПЯЛИ 3 — Х ЛЕТНЕГО…: http://youtu.be/eTt3ffgQDqU

    Установлена личность женщины, рассказывавшей росс…: http://youtu.be/ajxf464HyMo

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Я сказала, что действо почти ритуальное. Я бы своего ребенка из такого лагеря забрала бы, а идиота-вожатого — под суд. Но я в Беларуси, у нас это безобразие никто бы не позволил. Средневековье какое-то. И, кстати, вот эти истории про мальчика не очень достоверны. Был этот сюжет по телеку, видела.

    [Ответить]

  32. Саша 22.08.2014 at 01:32 #

    Про Таможенный союз вы не правы. Путин даже дал 15 млрд. Долларов за то, что Янович отказался от ассоциации с ЕС.
    Если ее никто никуда не брал, то зачем тогда так нервничать и не давать ей туда вступить? Кстати Россия в 2004м точно пробилась в НАТО, вот ее туда и не взяли.
    А Крым не дарил Хрущев по пьяне, это было решение пленума ЦК из-за экономической целесообразности и для развития региона, почитайте документы. В обмен на часть Ростовской области, кстати. А то сейчас люди по 40 часов стоят в очереди на Керченской переправу после отпуска, вода по каналу из Украины и електричество из Украины, жд дорога оттуда же и снабжение продуктами пока еще тоже.
    А русским его считают, потому, что там в городах живёт много отставных советских офицеров, в том числе и тех что в Чехии служили и в Венгрии и в ГДР. Да и в Афганистане тоже. У них своеобразный менталитет, они очень хотят СССР назад и задают тон на полуострове.

    Мария, согласен, мы вряд ли договоримся, слишком большая пропасть созданная пропагандой. Но просто перечитайте свой последний комментарий и подумайте, не слишком ли это высокомерно по отношению к братской народу?

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Что значит считают русским Крым только потому, что там русские офицеры. Веками русские цари выход в Черное море отвоевывали. Екатерина это закончила, Потемкин Крым отстраивал, потому и Таврическим стал. Виноградники еще тогда развели, дворцы построили и защищали Крым. А что сделали вы, украинцы, когда он вам в руки попал? Во что все эти дворцы превратили? Не свое — не жалко. Так что давайте не будем про чей Крым. Русский он. И давайте не будем передергивать факты о ЕС и НАТО.

    [Ответить]

  33. Саша 22.08.2014 at 02:42 #

    http://www.istpravda.com.ua/articles/2014/08/15/144019/

    Украинцы и крымские татары тоже немало сделали для Крыма. И большинство легендарных крымских имён это Украинцы.
    Это не повод нагло аннексировать территории воспользовавшись временной слабостью государства.
    В России все памятники национального наследия в идеальном состоянии можно подумать. А указанные вами резко отремонтировать никто не будет, на и в поле приличном они были состоянии. Лучше бы в Абхазии порядок навели обещанный, вот что развалили так развалили, поищите фото вокзала в Гагры.

    [Ответить]

  34. Маргарита 23.08.2014 at 00:01 #

    Первый раз я побывала в Чехии в 2009 году-и влюбилась в эту страну. Бываю в Праге теперь ежегодно, езжу на экскурсии, просто гуляю, каждый раз хожу с экскурсоводом по Праге,хотя многие достопримечательности видела. И на разу не почувствовала никакого негатива по отношению к себе. А дочь после первой поездки сказала, что будет жить там. И живет уже несколько лет, окружение у неё чешское, Недавно вышла замуж . Теперь у меня замечательный зять-чех. Был у нас в гостях, ему очень Россия понравилась. Может, это от людей зависит. Как ты к людям относишься, так и они к тебе.
    А то, что происходит на Украине, рассорило и разъединила многие русско-украинские, да и украинские семьи. Война закончится, а им-то дальше как жить?

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Да, личное общение с чехами, как и с поляками, с болгарами, даже с украинцами вполне может быть адекватным. Это понятно, что люди все разные. У меня у самой есть друзья и знакомые среди них. Но я ведь не об этом. Общая-то тенденция совсем иная. И потом, попробуйте поездить по Чехии. Прага — это еще не все, это достаточно космополитический город. Я не настаиваю на своем мнении, но у меня достаточно разных фактов, которые объективно демонстрируют тенденцию, которая будет только развиваться.

    [Ответить]

    Наталья Reply:

    Мария, очень понравились ваши комментарии. Но не увидела, чтобы кто-то поднял вопрос о том, что вынесли русские, начиная 1917 года, что они пережили, сколько миллионов было уничтожено. Ни от кого ни единого слова сострадания или хотя бы понимания, что произошло. Нас бьют, а мы оправдываемся, хотя не в чем.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Наталья, спасибо за понимание. Трудно объяснить людям, что я не пыталась огульно обругать всю Чехию и любимую всеми нами Прагу. Но вот этот самый пресловутый музей — это тенденция, которая показалась мне неприятной и весьма показательной. Но странно другое: большинство моих комментаторов встали на защиту той стороны, причем агрессивно и безоговорочно. Очень грустно сознавать, что мы готовы снять шляпу перед любым иностранцем. Я очень чутко воспринимаю проявления нелюбви, назовем это так, к русским, потому что сама, к моему великому прискорбию, не живу на своей родине, но свято храню свои культурные и национальные корни.

    [Ответить]

  35. Саша 25.08.2014 at 02:18 #

    http://by24.org/2014/08/23/russian_soldiers_widows_and_shoygy/

    Это не внутриукраинский конфликт, войну туда принёс большой брат с востока. Наверное, советская пропаганда как-то тоже объясняла что они делают в Чехословакии, Румынии, Афганистане и т. д. и зачем нужна берлинский стена, только история всё на свои места расставила.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Саша, давайте перенесем тему об Украине в раздел о Беларуси. Там у меня майдан обсуждался.

    [Ответить]

  36. Андрей 27.08.2014 at 19:32 #

    Да, вы абсолютно правы: http://uainfo.org/blognews/300572-nas-teper-nenavidyat-rossiyanka.html

    [Ответить]

    Мария Reply:

    А мы ни в чем не виноваты! И принимать на себя вину не следует. И какую, собственно, вину, за что? За Крым? Так мы своих, этнических русских, единокровных братьев от нацгвардии и европейской экспансии спасли.Не любят нас — нет, боятся. Вот и пусть так будет, коли дружить не хотят.

    [Ответить]

  37. Русская 30.12.2014 at 23:32 #

    На любовь можно рассчитывать тогда , когда сам ее даришь . А когда всюду и на всех срешь свысока , то и рассчитывать на любовь не стоит .

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Странное высказывание.

    [Ответить]

  38. Оксана 22.01.2015 at 14:46 #

    Мы с мужем летом ездили в Прагу,нам все понравилось. Плохого отношения к нам я не видела.Что в гостинице,что на улице и в магазине,к нам хорошо и приветливо относились,с улыбкой.А то что в нетуристических местах косо смотрят,так мы и не ходили где попало.Не для это туда ездили,а чтобы смотреть красоты Чехии и пить вкусное пиво.Мне очень все понравилось
    Также были в Германии и Австрии,тоже все в порядке. Я езжу в Европу не потому,чтобы меня облизывали,а для отдыха.А косо могут и в родном городе посмотреть,и что теперь из дома не выходить.
    Например,в Москве даже не здороваются.
    Не хотите ехать в Европу,смотреть красивую архитектуру и ходить по великим музеям,видеть своими глазами великие щедевры.Езжайте к азиатам,в Таиланд к примеру.Или в Египет,где женщине страшно одной ходить,и нельзя просто так выйти из отеля.Может там к вам будут хорошо относиться.
    А я еще поеду в Европу!!!

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Оксана, а кто говорит, что Европа — это плохо. Вы меня не поняли совсем.

    [Ответить]

    Оксана Reply:

    Тогда скажите в каких странах Европы вы были?
    И в каких странах мира любят и хорошо относятся к русским?
    Я вот в Египет и Турцию ни ногой!Европа больше по душе.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Это ваше личное дело, куда ногой, а куда ни ногой. Спорить тут не о чем.

    [Ответить]

  39. Sonnergy 17.03.2015 at 16:54 #

    Были в Праге с семьей в 2007, 2009г.г Абсолютно не заметили никакого негатива ни в центре Праги, ни в ее закоулочках, по коим шлялись целыми днями, ни в К.Варах и Крумлове. Платишь деньги, вежливо общаешься, как и у себя дома, у тебе аналогичное отношение. Между собой всегда говорим на русским и в уме не было стесняться этого, не собирался и не буду. С обслугой на английском говорю спокойно, они сами иногда на русский переходят, им удобнее бывает. Я изначально око всем людям отношусь доброжелательно, оставляя лишь им шанс испортить о себе впечатление. В отеле все ок, в кафе и ресторанах — замечательно, в магазинчиках — тоже. Очень благожелательное отношение, аккуратное, как и у нас к ним. Ехали мимо Польши в жд-составе(в 2007), так нам поляки, работающие в лесополосе, радостно махали руками, улыбались. Я вообще стараюсь не зацикливаться на негативе, но ни в Чехии, ни в Германии и Испании не встречал к русским плохого отношения абсолютно. Наоборот, люди искренне радовались, когда узнавали, что я из России. У меня есть все основания гордиться своей страной, народом, в том числе и нынешнюю политику государства с правильным курсом. Когда я еду на отдых, я плачу деньги, вежливо и не наигранно общаюсь, я такой человек, открытый и любящий людей независимо от нации. Я нормальный современный русский, которому в голову не придет самоуничижение от осознания своего происхождения, это такой сильный бред… Думаю поехать с семьей в Чехию вновь, опасаюсь лишь, что на Староместской площади до сих пор будут стоять и портить вид сторонники Майдана с лозунгами, что опять в их скачках и бедах виновна ну конечно же РФ и Путин. Слава богу, Чехия — это не одна эта площадь.

    [Ответить]

  40. Данила 25.03.2015 at 15:12 #

    Пожалуй, размещу здесь ссылочку с позволения Марии http://ciwei.blogspot.ru/2015/03/eurotour.html
    Наконец-то написал отчет о поездке.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Данила, ссылочку можно размещать и без разрешения. Наконец-то мы дождались ваших впечатлений. Мне ужасно любопытно, пошла читать.

    [Ответить]

    Данила Reply:

    Буду ждать ваших впечатлений

    [Ответить]

  41. Ольга 10.04.2015 at 08:12 #

    Здравствуйте!Статья не понравилась,я считаю это ваше личное мнение,любят русских в Чехии или нет.Если на вас плохо посмотрели или что-то не так сказали,не обращайте на это внимание.
    Никогда не понимала,когда едут отдыхать,а за место этого только ноют отель не такой,посмотрели не так,еда не вкусная,музей не правильный (кстати пойти в музей было вашим желанием,никто вас не толкал).
    А по поводу русских,все люди разные,всякие бывают.Мне не стыдно,что я русская.
    Зато в Европе народ цивилизованный,культурный (хотя бывают страны исключения).Лучше ездить в Европу,чем в мусульманские страны,Азию или Африку,заразу цеплять!Хотя это дело каждого,а писать такую статью,только отпугивать народ!!!

    [Ответить]

    Мария Reply:

    А я именно свое мнение высказала и не собиралась давать никаких советов никому. Но если Вам угодно считать Европу идиллическим местом, где живет «цивилизованный, культурный народ», то разве что-то мешает? Считайте себе на здоровье. Только вот что вы понимаете под культурным и цивилизованным? Чтобы вести дискуссию в мало-мальски понятном направлении, нужно определиться с точкой отсчета. Как по мне, так я наблюдаю «закат Европы», в которой жизнеспособными остались только консервативные страны вроде Польши. Мусульманские страны, как показываем мой личный опыт, в нравственном отношении почище будут, нежели Швеция или Голландия.

    [Ответить]

  42. Sacha 14.06.2015 at 02:29 #

    Сколько же вас тут, дебилов, набилось! И после всего написанного, вы дебилы, так и не понимаете, почему вас не любят?)))

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Это исторически сложившееся убеждение, что заграница лучше.

    [Ответить]

  43. chacha 30.10.2015 at 17:09 #

    Sacha, — дебил на тебя из зеркала смотрит!

    [Ответить]

  44. Татьяна 17.04.2016 at 21:26 #

    Мы в Прагу ездим ежегодно, уже лет пять, наверное. Ни разу не встретили хамства или негативам по отношению к себе. И очень любим бывать в нетуристических местах. И многие чехи пытались говорить с нами по русски.
    И нужно знать свою историю. Русско-чешские отношения не ограничиваются одним 1968-м годом. В 20-х годах прошлого века Прага стала прибежищем сотен высланных из России ученых.

    [Ответить]

Добавить комментарий