Собор Святой Софии — айа София, Константинополь — Стамбул.

айа София

Айа София — это не только грандиозный христианский храм древнего  византийского зодчества. Это памятник культуры, которая, как Атлантида, исчезла с лица Земли, оставив память о себе в русских храмах, ликах и житиях святых. Пожалуй, нет более близкой нам культуры, чем культура византийская.

Софийский собор в Киеве и Великом Новгороде были построены по образцу и подобию константинопольского храма Св. Софии.  Удивляясь мощи и величию наших Софийских соборов, принимаешь на веру эту информацию и просто учишься отличать византийский стиль в культовом зодчестве от прочих, узнавать его. А так ли это на самом деле? И какому из храмов Святой Софии удалось более всех сохранить тот неповторимый, уникальный проект, осуществленный императором Юстинианом?

Странное дело, в русских соборах пытаешься обнаружить византийское дыхание, а, оказавшись в византийском храме, ищешь Русь, древнюю, величавую. Если находишь — такая радость в душе поселяется от сознания возвышающей обе культуры взаимосвязи, которая поднимает нас над историей, географией, политикой, над всем временным и преходящим.

Собор Святой Софии в Великом Новгороде

Софийский собор в Великом Новгороде

 

Собор Святой Софии в Киеве

Софийский собор в Киеве

Спозаранку, почти к открытию музейного комплекса, мы отправились за входными билетами. Очередь уже собралась, но еще не выглядела так устрашающе, как предупреждают те, кто попадал в нее  ближе к полудню.

билеты в Айу Софию

Кассы в Айу Софию

Очередь двигалась быстро, и в течении десяти минут, несмотря на ее длинный хвост, нам удалось оплатить вход и пройти внутрь. Но сначала мы попробовали обойти Софию вокруг, чтобы представить масштаб самого большого христианского храма эпохи императора Юстининана.

айа софия в стамбуле

Сим победиши!

История храма Святой Софии началась в IV в. Его строительство начал византийский император Константин Великий. Кстати, он почитается как святой равноапостольный.  Заслуга его состоит не только в том, что он перенес столицу римского государства в Византий (город, ставший позднее Константинополем), не только в градостроительстве, а в том, что сделал христианство государственной религией и прекратил преследования христиан. Его канонизация создавала прецедент и служила основанием для канонизации нашего князя Владимира, крестителя Руси, о чем мы читаем в «Повести временных лет», где приравниваются их дела и заслуги.

Храм Святой Софии в Константинополе

Вокруг образа Константина Великого сложено немало легенд. Одно из них гласит, что перед решающей битвой со своим соперником Максенцием в 312 г. Константину было видение: из солнечных лучей составился крест и на солнце появилась надпись: «Сим победиши». Император приказал вышить эти слова на своем знамени и изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу. Позднее Константин запретил гонения на христиан и на смертном одре, как пишет историк Евсевий, принял христианство.

Однако церковное предание предпочло легенду исторической правде. Оно рассказывает, что Константин заболел проказой. Ища исцеления, он собрался искупаться в крови младенцев, но внял слезам и мольбам матерей и, узрев христианские видения, решил принять крещение. В результате он выздоровел, и с этого началось строительство христианского мира.

Айа София

Кровь младенцев и принятие жертвы означает власть Ирода. Но отказ от Иродовой жертвы и принятие крещения — это есть преобразование власти в новую христианскую власть. Легенда об исцелении Константина тем интересна, что она создавала прочный фундамент истории христианских государств, и прежде всего, русского государства. Кстати, уже в «Повесть временных лет», произведении не столько историческом, сколько идеологическом, давшим обоснование нашей русской христианской истории, вводится рассказ о болезни князя Владимира, потерявшего зрение, но исцелившегося и прозревшего через крещения. А это значит, что и русская княжеская власть, как и власть византийская,  преобразовалась  из языческой, Иродовой, в христианскую, и началась новая история христианской Руси. Вот почему император Константин Великий и Владимир Красное Солнышко равны в своих деяниях и значении.

Айа София в Стамбуле

Храм Святой Софии константиновой постройки переделывали другие византийские императоры, он пережил пожары и разрушения, но на века его отстроил император Юстиниан.

Соломон, я превзошел тебя!

Так воскликнул император Юстиниан, войдя в свой храм, который несколько веков был самым большим христианским храмом, увековечившим не только память о своем строителе, но и «золотом веке» Византийского государства.

Десять тысяч рабочих трудилось над созданием главного собора империи. Строительный материал свозили из разных мест, мраморные колонны были доставлены из римского храма Солнца и из Эфеса.

Мраморные колонны храма Святой Софии в Стамбуле

На украшение храма Юстиниан не пожалел золота, серебра, жемчуга. Роскошь и великолепие, к сожалению, теперь можно лишь представить по нашим русским православным церквям, по позолоченным иконостасам, окладам икон, росписи.

Софийский собор в Константинополе

На строительство и украшение собора Святой Софии ушло три годовых бюджета всей Византийской империи. Его небывалое великолепие породило множество легенд, одно из которых гласит, что Юстиниан воплотил план строительства храма, который сообщил ему ангел.

Святая София

Христианские святыни Константинополя

В храме Святой Софии хранились важные христианские святыни. Их пребывание в главном соборе империи означало ее религиозную, а по тем временам и политическую полноценность.

Первая из константинопольских святынь — это часть животворящего креста. Мать Константина Елена нашла в Иерусалиме три креста. Два из них — это те, на которых были распяты разбойники, и один — животворящий, на нем и был распят Христос. Как был найден тот самый крест? К каждому кресту прикладывали умирающего, и лишь один крест оказался животворящим. Прикоснувшись к нему, умирающий ожил. Часть этого креста была оставлена в Иерусалиме, а часть доставили в Константинополь.

Вторая святыня — это, так называемая, Туринская плащаница, четырехметровое полотнище, в которое Иосиф из Аримафеи завернул тело Христа, снятого с креста, и на ткани отпечатался лик Христов.

Третья святыня — это риза Богородицы, которая была доставлена из Иерусалима в храм Святой Софии в V веке. С ризой Богородицы связаны предания о чудесном спасении Константинополя от нашествия варваров, персов, аваров, латинян и даже русов. Во время нападений неприятеля на городскую константинопольскую стену выносили образ Спаса Нерукотворного и ризу Богородицы. Так появился церковный праздник Покрова, который был связан именно с Константинополем. Но постепенно эта связь утрачивалась, а праздник Покрова стал приобретать все более обобщенный  характер.

мозаика в храме Святой Софии

В Константинополе был особый иконописный чин покровской иконы — Богоматерь Оранта, однако чудо Покрова византийцы связывали с ризой Богородицы.

византийская мозаика

Именно русские чудо покрова и ограды стали связывать с Богородичными иконами. У нас появляются свои легенды о чуде спасения русских городов. Это и чудесное спасение Новгорода от суздальцев благодаря иконе Знамение, и чудо от Владимирской иконы в походе Андрея Боголюбского на болгар, и чудо спасения Смоленска от татар с помощью иконы  Смоленской Божьей Матери…

К сожалению, бесценные иконы и фрески храма Святой Софии были уничтожены, а золото разграблено. Лик Спасителя сохранился только на одной сиротливо висящей иконе, которая вмурована в стену.

мозаика в айе софии

Есть еще уголок, где  сохранились фрагменты софийских фресок. Но толпы туристов, неустанно щелкающих затворами фотокамер с ослепляющими впышками, сделают черное дело.

фрески софийского собора

Так фреска выглядит вблизи.

фрески в соборе Святой Софии в Стамбуле

Несколько мозаик сохранилось в апсидах, но они так высоко, что удачный снимок снизу получить не удалось.

 апсиде мозаичное изображение Богородицы Оранты

Вверху по середине, в апсиде мозаичное изображение знаменитой Богородицы Оранты

Мечеть айа София

Тысячу лет собор Святой Софии был главным храмом православного христианства. Но в XV в. завоевавшие Константинополь иноверцы разграбили и разорили православный храм, превратив его в мечеть. До 1935 года собор Святой Софии был действующей мечетью, отсюда и подстроенные минареты.

мечеть айа София

Последняя православная служба в соборе Святой Софии проходила в ночь с 28 на 29 мая 1453 года. И в тот же день, 29 мая, в Константинополь ворвались османские воины, и Византия перестала существовать. Так что эта последняя церковная служба в главном храме империи стала отходной молитвой для великой державы и тысячелетнего православного прошлого самого собора.

В исламе запрещены всякие изображения человека, поэтому фрески на стенах собора были стерты, иконы уничтожены. И появились исламские атрибуты.

Фонтан для омовения в айе Софии

Фонтан для омовения

 

медальоны в айе Софии

Медальоны, на которых арабской вязью написаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов

 

минбары в айе Софии

Минбар для имама, чтобы читать проповеди

 

Михраб в Айе Софии

Михраб, или, по нашему, алтарь, в котором должен был молиться имам

 

Ложа султана в айе Софии

Ложа султана

 

кот в айе софии

А еще в айе Софии давно живет кот, имеет тут официальную прописку и имя, но я забыла, как его зовут

Музей Айа София

С 1935 года Айа София — музей, куда открыт вход всем, кто приезжает в Стамбул, в город двух культур.

айа софия

 

 

музей айа софия


About Мария

Друзья, присоединяйтесь к нам! Если вам понравилось то, что вы читали на нашем блоге, то почему бы вам не подписаться на наши обновления в RSS - Вконтакте - Твиттер - Фейсбук. Ведь человек любопытен, а мы будем и дальше рассказывать, как многообразен мир и неоднозначна жизнь.

Подписаться

✔ Забронировать дешевые авиабилеты
✔ Забронировать дешевые отели
✔Забронировать квартиру и получить скидку 25$
✔Найти удаленную работу и жить путешествуя

Комментарии:

17 Responses to Собор Святой Софии — айа София, Константинополь — Стамбул.

  1. Валентина 26.10.2015 at 22:18 #

    Очень интересно. А я то сначала думала, глядя на фотографии: «Что-то не очень на православный храм похоже. Вроде и фрески и иконы есть, а дух, атмосфера не христианская». А это оказывается много веков храм этом служил мечетью.
    Молодцы турки, что сделали музей из храма Святой Софии — айа Софии. Благодаря этому люди могут познать эту часть мировой истории и прикоснуться одновременно к двум религиям.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Даже не знаю, что по этому поводу ответить. молодцы ли? Знаешь, Валюш, не шибко они берегут Софию. Там много лет целую стену занимают леса и сетки, но реставрационных работ не видать. Фотографировать можно, фотовспышку можно, толпы никак не регулируются. В храме дышать нечем, не вентилируется и не проветривается, микроклимат явно не музейный. Свое, исламское, они берегут, начищают, а христианское — сойдет и так. Качают деньги — вот и вся их заслуга. Уж лучше бы там мечеть была. Толпы не ходили бы в таком количестве. Сбоку бы зашли в определенное время, ботинки бы сняли, а то уже и пороги мраморные все постерлись.

    [Ответить]

    Райхан Reply:

    Мария вы не зная истории пишите всякую ерунда, это НЕ турки грабили Айя Софию, а в разные периоды разные народы, напр.во время 4.го крестового похода венецианцы( те же латиноамериканцы), затем когда пал конст.то жители этого города т.е.византийцы тащили домой всё что можно было утащить чтоб не досталось чужеземцам.. А турки сохранили для людей все фрески и мозайки( они просто прикрыли их штукатуркой) ,заметьте не крадя и разрушая а аккуратно замазывали, вот потому мы и видим их сегодня т.е пять- шесть веков спустя.. А реставрации ведутся повсеместно долго так как это очень долгая крапотливая работа, им бы помочь в знак благодарности и как то привлечь христианский мир на рестовр.великого храма, а вы гряью обливаете..

    [Ответить]

  2. Валентина 27.10.2015 at 07:27 #

    Да, совсем не радужная картина вырисовывается. Маш, а в Турции сейчас есть христиане, я имею ввиду местных жителей? Есть ли действующие христианские храмы?

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Есть, конечно, но мало. Говорят, всего три православных, да и то неухоженные, спрятанные в обычных строениях, ни куполов, ни крестов не видно. Все же Турция — мусульманская страна, и условий для других конфессий не создает. Я видела только один православный храм — святого Пантелеймона. Никогда бы не нашла сама — он на верхнем этаже обычного дома, в переулке не очень чистом.

    [Ответить]

  3. Татьяна 27.10.2015 at 10:40 #

    Мария, низкий тебе поклон за эту статью! В ней я нашла все ответы на свои вопросы о святой Софии. Да и сведения о Константине, чудесах и святынях храма очень, очень интересны и познавательны! Уже соскучилась по твоим статьям и читала не просто статью о св.Софии, а твой авторский рассказ.
    Забираю ссылку на пост в свою группу в Фб — моим коллегам — московским гидам, будет очень интересно освежить в памяти историю христианства.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Тань, спасибо, но знаешь, я и десятой части не рассказала. Очень хотелось объяснить, откуда в нас, русских, приверженство к идее, почему идея для нас дороже каких-либо материальных ее воплощений. Вот представь себе, мы ведь ризе Богородицы не поклонялись и ризу на своих покровских иконах не писали. Только омафор рисовали, т.е. покрывало, которое удерживают ангелы над Орантой, потому что так виднее идея Покрова, а потом и Одигитрию и Умиление стали почитать как покровские иконы, ибо осознали самую суть идеи Богородицы как скорой заступницы. Мы, вот видишь, как будто обобщили все и сразу. Да много чего не рассказала, но схватила себя за руки — ведь я же не научную статью пишу. Да и как-то тяжеловато писать стало, пегасы не прилетают.

    [Ответить]

    Татьяна Reply:

    Маша, вот сколько ты интереснейших вопросов затронула! Я бы взахлёб читала твои рассуждения! Жаль, пегасиков. Ты бы их так: «цып-цып-цып». Глядишь и заявятся, подлые 🙂 Кстати, ссылу на эту статью понимающие люди из моей группы по всему ФБ растащили. Так что спрос на научно-философские статьи тоже имеется!

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Ой, я прям засмущалась и уже пожалела, что сократила рассказ. Знаешь, Тань, сложно отследить, читают люди статью или не читают, интересно или я для себя стараюсь. Так что ты меня порадовала, приятно было узнать, что все это кому-то нужно.

    [Ответить]

  4. Оксана 27.10.2015 at 14:34 #

    Интересно, я и не знала, что часть животворящего креста привезли в Константинополь из Иерусалима.

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Точно сказать, что все было именно так нельзя. Историк Евсевий писал только о том, что Елена участвовала в открытии Гроба Господня, а о животворящем кресте он не пишет, зато другие говорят о том, что именно Елена разделила крест на две части, одну оставила в Иерусалиме, а вторую повезла Константину, оставляя по маленькому кусочку в церквях и монастырях, которые она создавала по дороге. С этого вроде бы и пошла эта традиция. А возможно, что это поздняя легенда, связанная с особым значением символа креста в Византии в связи с тем же Константином. Тут, как говориться, легенда историческая соединилась с легендой житийной и добавился фольклор. Правду узнать трудно. Кроме того, как разобраться, где настоящие частицы креста, а где подложные, тем более, что иерусалимский крест утрачен, даже крест Ефросиньи Полоцкой, в котором были священные частицы, тоже пропал бесследно.

    [Ответить]

  5. Татьяна Хребтова 01.11.2015 at 15:31 #

    Удивительное великолепие собора Святой Софии! Человек умеет видеть прекрасное даже в потемневших и облезлых стенах, замечательно)))

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Да нет, стены здесь не облезлые, а если и так, то облезлые они иначе.

    [Ответить]

  6. Rusfetische 02.11.2015 at 15:42 #

    Как здорово совпало! Месяц назад как раз гулял у этого грандиозного сооружения, но зайти вовнутрь не успевали. Решили покататься по Босфору лучше. Спасибо за детальный репортаж!

    [Ответить]

  7. Галина Шефер 08.11.2015 at 15:06 #

    Софийский собор восхищает! Величественна и грустна история храма…

    Маш, я не поняла, в храме кто имеет постоянную прописку? Кот?

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Да, кот. Он там уже не один год проживает, его знают смотрители, не гоняют, кормят. Он там шастает как хозяин. Имя кошачье я забыла, мне назвали, да вылетело. Бохур, Бокур, короче говоря, не вспомню. Там на фотке этот софийский кот у парня на руках. Он говорит, что кот этот тоже достопримечательность.

    [Ответить]

  8. Екатерина 29.01.2016 at 17:12 #

    Мария, а может стоит вернуться ??…. ну надо же все таки узнать как зовут этого кота :-)))))))))
    А еще я читала, что в Софийском Соборе крестилась княгиня Ольга — жена князя Игоря.

    [Ответить]

Добавить комментарий